Метод проектов в технологическом образовании школьников
Особое значение в технологическим образовании школьников имеет метод проектов, который позволяет школьником в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, и интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знании, идеи, материальные ценности (Письмо МО РФ № 585/11-13 от 12.04.2001) «Об использовании метода проектов в образовательной область «Технология»).
Исследования, проведенные в общеобразовательных школах С.-Петербурга, Н.Новгорода, В.Новгорода, Брянска и ряде городов региона Большая Волга позволили установить, что курс «Технология» позволяет тесно связать актуальные проблемы жизнедеятельности человека с рыночной экономикой, если в основу обучения положить метод проектов.
Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельностью учащихся, предусматривающий определение потребности людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качество, определенно реального спроса на рынке товаров.
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоении знании: доступность, систематичность и преемственность обучения: наглядность и прочность усвоения знаний.
Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функции.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями» умениями и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий. Важно то, что при работе над любым объектом учащиеся научатся применить наиболее современные (экономичные; экологичные) способы и приемы обработки материалов.
Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности у видеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества: позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончании школы.
Воспитательная функция использования проектного метода в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного риска» и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности и за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция метода проектов в технологическом образовании состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и учения для анализа и решения практических задач.
У учащихся вырабатываются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всю краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует: развитию творческого потенциала учащихся: проведению самостоятельных исследований; принятию самостоятельных решений: развитию умений и обработке различных материалов и изготовлении изделий; умению работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценки процесса и результатов труда, формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.
Каковы же основные отличия метода проектов от обычных занятий на уроках технологии (трудового обучения)? Главное — проектирование в этом случае рассматривается как целостный процесс, при этом проект должен иметь пять основных компонентов (рис. 1).
В то же время в зависимости от решаемых задач, возраста и способности учащихся количество компонентов может быть увеличено: например, изготовлению может и, как правило, должно предшествовать планирование изготовления (разработка технологической карты), после последнего этапа может быть включен компонент профессиональной ориентации (знакомство с методами промышленного производства) и другие. Вот почему можно говорить о значительных, по существу неограниченных, возможностях метода проектов.
В соответствии с действующими программами обучения на проектирование отводится 25% учебного времени во всех классах с 2 по 11, при этом можно предполагать, что время, отводимое на проектирование, будет постепенно увеличиваться (реально до 60-80% всего времени, отводимого учебным планом на предмет технология).
Другим важнейшим отличием метода проекта от классической методики преподавания трудового обучения является то, что все компоненты проекта находятся в работе по существу одновременно (в окончательном виде проект оформляется в определенной последовательности). Отсюда возникают сложности в подготовке и переподготовке учителей технологии:
• обучение фактам – одна задача, обучение применению фактов – другая;
• необходимо развить способности учителя к руководству проектной деятельностью, планированию имеющихся средств и времени.
Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыков без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества к монтированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. Однако практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащихся, а затем провести необходимые упражнения.
Замена части тренировочных «псевдоприкладных» упражнений по обработке различных материалов на упражнения, необходимые для качественного выполнения проекта (изготовления конкретного изделия), значительно повышает мотивацию учеников к труду. При этом школьники в процессе проектирования добиваются следующих учебных результатов:
Процесс проектирования | Учащиеся обучаются (учебные результаты) |
1. Исследования потребности задачи и краткая формулировка задачи |
1.1. Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия. |
2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, включая оценку требуемых знаний, умений и навыков. Поиск информации о профессиях, необходимых для производства определенного изделия. |
2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта. |
3. Определения перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие. |
3.1. Уметь определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие. |
4. Выработка идей и поиск возможных решений. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение того, как это изделие производится в промышленности. |
4.1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи. |
5. Планирование изготовления изделия (приобретение необходимых навыков): изготовление изделия |
5.1. Записывать и использовать подробную последовательность изготовления изделия: вносить изменения по мере необходимости. |
6. Экономическая оценка произведенного изделия. |
6.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат). |
7. Испытание изделия и в процессе использования. |
7.1. Испытывать изделие на практике |
8. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями. |
8.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.) |
9. Оценка своей деятельности в процессе проектирования, изготовления и испытания изделия. |
9.1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия. |
Практика свидетельства, что метод проектов может быть реализован в нескольких вариантах:
Вариант 1:
Вариант 2:
Вариант 3:
В классах, где учащиеся только начинают знакомиться с проектированием, целесообразно первые проекты осуществлять коллективно, обучая школьников алгоритму выполнения проектов. В дальнейшем можно переходить к групповым или индивидуальным проектам.
Учащиеся должны познакомиться с общими способами организации проектной деятельности, овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени.
Умение приложить технологические знания и трудовые умения к решению задач, выдвинутых житейской практикой, требует использования знаний и умений по ряду учебных дисциплин (изобразительному искусству, черчению, математике, химии, физике, информатике). Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующими, так и опереживающими.
Реализация метода проектов не требует изменения изменения материально-технической базы школьных мастерских. В триаде «Технология – обучения – жизнедеятельность» появляется возможность сформировать на технологическом языке актуальную социально значимую задачу. Решить ее имеющимися средствами труда, соотнести продукт труда с потребностями личности и общества, истолковав соответствующим образом полученные peзультаты.
Ориентация на личность ученика, учет его интересов, удовлетворение потребностей предъявляет повышенные требования к учителю, к овладению им разумным использованном метода проектов и технологическом образовании школьников.
Экспериментальная проверка использования метода проектов, а технологическом образовании школьников показала:
1) значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
2) школьник всех возрастов судовольствием включаются в исследовательскую деятельность;
3) учащиеся видят социальную и личную значимость предметно-преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации их труда.
В процессе осмысления и организация труда по методу проекте у учащихся развиваются трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми и др.
В заключении отметим, что метод проектов становится (в ряде стран уже стал) доминирующей педагогической стратегией.