Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»
(№ 585/11 от 12.04.2004)

Образовательная область «Технология», введенная в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 году, способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических пиний и умения применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности,     социального     опыта.     Она     призвана     вооружить     учащиеся     опытом самостоятельной практической деятельности, стремлением к овладению, самореализации: обеспечить овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями и области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, сформирование представлений о перспективах его развитии: постегать нравственно-трудовые качества, общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие.

Наиболее эффективно эти планы могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования преподавании современные педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов,    который позволяет школьникам в системе овладел организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке — oт идеи до ее реализации в модели, изделие (продукте труда).

Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Творческая работа выполняется самостоятельно или группой учащихся под руководством или с помощью) учителя (мастера производственного обучения). В образовательной области «Технология». Метод проектов  — это   комплексный  процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда. Метод проектов обеспечивает овладение учащимися способами преобразовании материалов, энергии, информации, технологиями их обработки.

Метод проектов позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с «непослушными инструментами» и др. У учащихся должно выработаться и скрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и учений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).

Метод проектов — это комплексный обобщавший процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединить формальные знания с практическим опытом.

Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате использования метода проектов полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и сдваиваются ими не только конкретные трудовые действии, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.

Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

  1. Поисково-исследовательский.
  2. Краткая формулировка задачи.   Поиск и анализ проблемы или темы  приложенного проекта (объекта проектной деятельности).
  3. Сбор,  изучение и обработка необходимой информации. В том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи
  4. Планирование проектной деятельности:
    • определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;
    • исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки
    • выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкциии технологии изготовления модели, изделия.

II. Технологический:

  1. Составление конструкторской и технологической документации.
  2. Выполнение запланированные тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
  3. Практическая  реализации проекта,   подбор  необходимых  материалов,   инструментов, приспособлении и оборудовании в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами;
  4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
  5. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
  6. Текущий контроль качества выполнения изделия операций.

III. Заключительный :

  1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.
  2. Анализ   результатов   выполнения    темы   проекта   (объекта   проектной   деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
  3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса из рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты.    Количество   основных   этапов    проектной   деятельности,    внутренних   компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися меняется в зависимости от возраста и развития, а также от сложности самого проекта.

Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной ил умении генерировать и анализировать идеи, формулировать  тему   учебного  проекта (проблему).  Потребность  в  проектной деятельности существует во всех сферах: лом. школа, отдых, бизнес и т.д. Сфера применения определяет тему проекта и способствует формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проект, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, Интернет, специальные каталоги и др. Полученная информация позволит выдвинутьспектр идей и на основе их анализа выбрать для решении проблемы оптимальную (лучшую) идею. Ее исследование дает возможность оценить реализуемость, дизайнерские качества будущего изделия (конструкции), его себестоимость и экологичность, организовать рабочее место, наметить пути изготовления и возможность эффективного применения.

Технологический этап включает планирование,  составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап «Технология» является центральным, основополагающим, системообразующим, организующим продуктивную деятельность, результатом которой является объект проектной деятельности (продукт труда), например исследовательская работа по проблемам технологии (изделие, модель, сувенир).

Заключительный этап оформление и презентацию роботы, ее оценку исполнителем, другими  учащимися и учителем. При оценке результата выполнения проектам могут использоваться конструктивные, технологические, экологически, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения проекта.

Приоритетной педагогической задачей в процессе получения является не репродуктивное – строго последовательное соблюдение этапов», а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие, у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач. Логика выполнения проектов основывается на включении обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах.

Совместное разрешение внутригрупповых проблем сближает учащихся, придает общественную значимость решаемым проблемам. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическими умениями.

Основой обучения является личностно-ориентированный, активно-деятельностный, комплексный подход в преподавании, использование широкого спектра проблемных, поисковых исследовательских методов, дизайн-анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций, наблюдения за технологическим оборудованием в действии, машинами и орудиями труда, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные опыты.

Система обучения учащихся проектной деятельности остается «открытой, в нее могут добавляться те или иные дидактические приемы, методы обучения, учитывающие факторы и условия целостного решения технологической проблемы, так как наибольшей эффективностью обладают различные их сочетания.
В ряде регионов России (Москва, С-Петербург. Брянск, Великий Новгород, Новокузнецк, Республика Татарстан, Краснодарский край, Нижнегородская, Самарская области и др.) существенное внимание в преподавании уделяется методу проектов как важному средству, несущими в себе большой потенциал для разностороннего развития учащихся.

Опыт свидетельствует о заинтересованности многих учителей в овладении такой инновационной формой организации обучении технологии.
К настоящему времени накоплен определенный опыт в планировании, организации, выполнении и оценке творческих проектов учащихся.  Усилилось внимание к гуманизации содержания технологической подготовки учащихся, формированию у них творческих и исследовательских способностей.
Этому способствует и то, что минимум содержания образовательной области «Технология» как обязательный элемент предусматривает модуль «Основы проектирования», а понятия и виды деятельности закладывают единую основу технологической подготовки, которая достаточно легко с учетом возрастных особенностей учащихся позволяет применять метод проектов в начальной, основной и средней школе.

На основании существующей практики можно говорить о становлении культурологического подхода в построении структуры содержания «Технологии», которое не ставит своей обязательной задачей усвоение учащимися жестко заданного набора технологий, а способствует формированию и развитию у них общих способов организации проектной деятельности, основанных на знании свойств материалов, приемов и технологий их обработки, средств труда конструктивных особенностей существующих технических систем, механизмов и истории их создания.

Проектная культуpa как часть общей культуры — культуры созидательной, преобразующей деятельности – должна стать стилем мышления учащихся, а непосредственное их участие о реализации проектов под руководством учителя (мастера производственного) позволит сформулировать у них целостные представления о понимании взаимосвязи созидательного труда и роли человека и созидании.

В настоящее время метод проектов широко применяется в школах многих стран мира главным образом потому, что он  позволяет органично интегрировать познания учащихся из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, ценности.

Обновленное содержание образовательной области «Технология» способствует этому. В нем синтезируются, тесно переплетаются научно-технические, технологические, естественнонаучные,   гуманитарные, предпринимательские, экологические  и  другие   знания,  которые в процессе проектирования и  изготовления объектов становятся важными и личностно значимыми для учащихся, направленным и на освоение ими нового практического опыта. Используется все лучшее из отечественной конструкторско-технологической системы обучения, традиционно основанной на решении двух основных развивающих задач: активизации мышления у учащихся на примере рассмотрения нескольких вариантов конструкции изделия (объекта труда) и подведении их к обоснованному оптимальному выбору технологического процесса изготовления изделия и его конструкции.

Метод проектов расширяет, дополняет и усиливает эти возможности, позволяя сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным,    ориентированным на общечеловеческие ценности, отвечающим целям и задачам современной культуросообразной школы.

В результате технологической подготовки в процессе осмысленного и организованного труда у школьников развиваются определенные личностью качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливость, уважительное отношение к людям и умение взаимодействовать с ними.

Внеурочные мероприятия также могут входить в структуру организации проектной деятельности, например олимпиады школьников по «Технологии" в виде конкурса творческих проектов как заключительный и обобщающий этап технологической подготовки. Они проходят как праздник мастерства и творчества.
В целях усиления практической направленности в обучении, интегрирования содержания образования по смежным образовательным областям и предметам, например, учебный план г. Москвы имеет целевую позицию «Проект», предусматривающую дополнительные – 2 часа в неделю с V по XI классы – для выполнения  комплексных (междисциплинарных) проектов.

На выполнение проектов программами «Технология», как правило, выделяет около 25% учебного времени. Для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счет внеучебного.

С целью оказания помощи педагогам, методистам, учителям, мастерам производственного обучения издательским центром «Вентана-Граф» изданы пробные учебники «Технология — 5; 6; 7; 8; 9: 10; 11», под редакцией B.Л. Симаненко, в которые включены проекты. Подготавливается к выпуску «Сборник проектов 5 класс», опробованный учителями Нижегородской области. В нем приводятся рекомендации к разработке учебных проектов, их компонентам и наполнению, дизайн-спецификации проектной деятельности, методические рекомендации для учителей.

Информация опрограммно-методическом обеспечении образовательной области «Технология»  опубликована в журнале ««Школа и производство», №6, 1999 г.
Департамент     общего среднего образования заинтересован в дальнейшем совершенствовании содержания  образования, в сохранении разнообразных форм, методов и технологий обучения, учащихся в образовательной области «Технология». Для обсуждения предложен проект «Концепции содержания образования образовательной области «Технология» (см. «Школа и производство», №4, 2000). Ждем от вас конкретных замечаний, предложений, помощи в разработке методических и дидактических материалов.

 

Руководитель Департамента общего

среднего образования, член коллегии                 М.Р. Леонтьев

Hosted by uCoz