"Работать становится интереснее и учителю, и ученику"
Из опыта внедрения метода проектов учителями технологии
М.Гуревич,
зав.кафедрой Нижегородского института развития образования,
доктор технических наук, г.Нижний Новгород
В 1993 году в России начался процесс реформирования общего среднего образования, был введен новый базисный учебный план для школ страны. Одной из особенностей этого учебного плана стало то, что впервые была введена образовательная область "Технология", на занятия которой отводилось два часа в неделю с первого по одиннадцатый класс (в 8-х и 9-х классах - 3 часа с учетом того, что один час отводился для занятий черчением). Другой особенностью учебного плана было то, что часть учебного времени резервировалась для регионов. На основании этого плана в Нижегородской области (и других регионах России) разрабатывались и утверждались региональные учебные планы. В Нижегородской области часы, отводимые на занятия технологией, полностью соответствовали федеральному учебному плану.
Формально образовательная область "Технология" заменила трудовое обучение. Идеологически это было связано в основном с тем, что к началу 90-х годов специалисты пришли к выводу, что в содержании трудовой подготовки недостаточно внимания уделяется развитию учащихся. В связи с этим в программы обучения было введено выполнение индивидуальных творческих проектов в каждом классе, начиная со второго. В то же время особенностью новых программ обучения было то, что они вводились не в приказном порядке, как это бывало ранее, а постепенно, и был определен переходный период, который ориентировочно продлился до 2008 года. В течение этого времени (1993-2008 гг.) предусматривается периодическая корректировка учебных планов и программ - последняя на федеральном уровне была проведена в 1998 году.
В связи с вышеизложенным Министерством образования РФ рекомендуется девять учебных программ, которыми могут пользоваться учителя в практической деятельности. Наиболее полно и удачно отражают происходящие изменения программы "Технология", разработанные под руководством В.Д.Симоненко и Ю.Л.Хотунцева, они изданы значительным тиражом, и именно эти программы рекомендуются к использованию учителям Нижегородской области (при этом допускается использование и других программ, рекомендованных министерством).
На выполнение творческих проектов программами "Технология" отводится около 25% учебного времени. Однако практически внедрение проектного подхода в Нижегородской области пошло медленно - отсутствовал опыт, не было доступных методических рекомендаций. С 1996 года этот процесс существенно ускорился, так как Нижегородская область включилась в работу международной программы "Технологическое образование в России" (директор - И.А.Сасова, научный руководитель - М.Б.Павлова, исполнительный директор - Д.Питт). В рамках этой программы в 1996-1998 гг. было проведено шесть обучающих семинаров по проектному методу обучения, в которых приняло участие около 600 учителей технологии (всего в Нижегородской области 2400 учителей технологии).
Существенный положительный эффект в понимании метода проектов и его возможностей сыграл визит учителей технологии России в 1997 году в Великобританию (участвовало 35 учителей, в том числе из Ленинградской, Калининградской и других областей Северо-Запада, от Нижегородской области в визите участвовало 7 учителей технологии). В общей сложности учителя ознакомились с работой 30 учебных заведений Великобритании.
Каковы результаты этого периода работы?
Вопросы, которые наиболее часто задавались в этот период работы.
2. "Теперь учить будем по-английски?"
С 1998 года работы начали финансироваться Британским Советом в России и Департаментом образования и науки администрации Нижегородской области в рамках российско-британской программы "Технологическое образование, профессиональная ориентация и предпринимательство в Нижнем Новгороде и регионе Большая Волга". Было определено 15 экспериментальных школ Нижегородской области с учителями технологии, в которых (около 50 учителей), где в 1998-2000 гг. было проведено 6 недельных мастерских по использованию метода проектов, при этом в значительной степени обсуждался опыт Великобритании. Уже сейчас можно говорить о значительных результатах этой работы:
Важно подчеркнуть, что, например, рабочие тетради были разработаны по инициативе учителей технологии. Осенью 2000 г. комплект учебников для 5-го класса был представлен на всероссийский конкурс и занял первое место. Это, в определенной степени, характеризует качество разработок. Этот успех связан, в первую очередь, с тем, что разработки выполнялись совместно учителями и специалистами Великобритании и России и обсуждались, как правило, на мастерских программы. Эту форму работы нужно оценить, как удачную.
Осенью 1999 г. была проведена экспертиза проекта членом-корреспондентом РАО И.А.Сасовой и научным руководителем программы "Технологическое образование в России" М.Б.Павловой, в представленном отчете эксперты отметили, что проект развивается успешно, были сделаны также предложения по повышению эффективности работ. В частности, была отмечена необходимость разработки словаря терминов - вопросы терминологии в период формирования метода проектов как важнейшей методики преподавания становятся определяющими (это отмечается также учителями технологии). Эта же тема звучит в вопросах, которые задают учителя и администраторы образования, например:
Здесь необходимо обратить внимание на то, что внедрение метода проектов (дизайн-подход) в Великобритании заняло примерно 20 лет, и нам предстоит длительная, кропотливая работа. При этом копирование даже лучших проектов не может принести желаемых результатов. Необходима самостоятельная разработка проектов.
Наконец, весной 2000 г. по рекомендации управляющего комитета Британского Совета мы начали новый этап работы. Из примерно 50 учителей технологии 15 экспериментальных школ была создана группа "тренеров" (12 учителей) и группа "авторов" (14 учителей), с которыми была продолжена работа в форме мастерских (к настоящему времени проведено 4 мастерских). Предполагается, что "тренеры" смогут эффективно распространять метод проектов путем проведения занятий с учителями технологии, а "авторы" смогут сосредоточиться на подготовке методических материалов.
Уже осенью 2000 г. "тренеры" начали работу в районах Нижегородской области по обмену опытом использования метода проектов. Обычно выезд в районы осуществляла бригада, в которую входили два учителя-тренера, методист кафедры технологии и трудового обучения и заведующий кафедрой. Работа представляется интересной.
Практически все учителя того или иного района получают основные представления о методе проектов. Эффективен диалог "учитель - учитель". Имеющиеся определенные пробелы в подготовке тренеров (занятия начались только в июне 2000г.) компенсируются методистом и заведующим кафедрой. Учителям района предоставляется "раздаточный" материал, способствующий внедрению метода проектов в практику их работы. Тренеры имеют хорошую практику.
В период октябрь 2000 - апрель 2001 гг. было осуществлено более 10 обучающих семинаров. Предполагается, что постепенно учителя-тренеры смогут активно осуществлять обучение методу проектов в составе курсов повышения квалификации учителей технологии.
В феврале - марте 2001г. главным специалистом Министерства образования РФ А.В.Марченко была проведена экспертиза проекта. Эксперт отметил, что проект продолжает успешно развиваться и что целесообразно в Нижегородском институте развития образования создать Республиканский методический центр по внедрению и распространению метода проектов в образовательной области "Технология".
Что показали первые 5 лет работы по внедрению метода проектов? Метод проектов принимается большинством учителей технологии, администрацией образования, родителями. Результаты анкетирования в 2000/01 учебном году показали, что 76% учителей технологии применяют метод проектов на практике. Для расширения применения этого эффективного подхода в практику требуется дальнейшая кропотливая работа, включающая обучение, разработку и издание методических материалов, организацию и проведение конкурсов и олимпиад.
В заключение необходимо отметить: тенденции внедрения технологии в образовательный процесс ряда стран мира свидетельствуют, что методология метода проектов становится доминирующей.
ЖУРНАЛ "УЧИТЕЛЬ" № 1, ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2002