Метод проектов: идея «универсальной матрицы» после Владимира Ланцберга
Метод проектов как способ организации образования детей настойчиво стучится в двери школ и детских садов.
Метод этот предполагает, что выполнение очередного проекта позволяет ответить на вопросы, появившиеся у ребенка. Причем ответить не только в теории, но и в практике, в реальной жизненной ситуации.
Каждый найденный ответ обычно порождает новый вопрос. И так выстраивается цепочка вопросов и ответов, ведущих за собой детей, учителя и их образование.
А поскольку от каждого такого «вопросно-ответного узелка» может быть и несколько ответвлений-вопросов, то и получается не цепочка, а сеть. Сеть с множеством «узелков» вопросов-ответов, причудливо связанных и переплетенных друг с другом.
Причем связи эти могут бы изначально совершенно не обязательно научно-логическими, а наоборот – ассоциативно-эмоциональными.
Многие педагоги уже имеют опыт организации той или иной части жизни детского сообщества в логике проекта, изучения того или иного школьного содержания исходя из детских вопросов и опираясь на практическое воплощение результатов. Этот опыт очень важен для всех нас, и поэтому требует своего описания и осмысления.
При этом, конечно, остается еще множество вопросов. Один из которых – и может быть центральный: - а возможно ли построение всего учебного процесса, всей «школьной жизни» ребят на основе серии проектов, и завязывание всей логики учебной жизни на эту самую «вопросно-ответную узелковую сеть»? И как это сделать?
Это же, видимо, требует многих изменений от учителя (взрослого) иного подхода к структурированию учебного материала, иных акцентов в общении с детьми, иного понимания своей роли в этом мире, да и вообще – иной структуры жизни школы в целом.
Покойный ныне педагог и бард Владимир Ланцберг перед самой своей смертью задумывался о объединении усилий людей из разных регионов страны, имеющих опыт реализации проектов в учебной сфере. Его идея была в том, что можно попробовать, «скинувшись» своим опытом и наработанным материалом, постепенно создать такую «универсальную матрицу», в которой бы возможно было увязать разнообразные практико-ориентированные проекты, их возможные связи друг с другом и предметные знания, присутствующие в нашей жизни и отраженные в школьной программе.
К сожалению, В.И.Ланцебрг умер раньше, чем успел начать претворять эту свою идею в жизнь.
Не претендуя, пока, на создание такой лаборатории и организацию ее регулярной деятельности, предлагаем все же попробовать обсудить имеющийся опыт и соображения по этому поводу. Тем самым, мы посвящаем эту конференцию опыту «вписывания» метода проектов в ткань учебной жизни школы, подходам к выстраиванию на его основе более-менее целостного учебного процесса, опирающегося на запросы детей и окружающей их жизни.
Приcылайте, пожалуйста, ваши тексты по адресу: project@setilab.ru