Применение ЦОР в проектной деятельности учащихся

ФЕДОТОВА Л.Е.,
учитель технологии
МОУ «Намская СОШ № 2»,
Намский улус

Перед нами, учителями, стоит большая проблема - эффективно использовать возможности предмета «Технология» как средства формирования технологической, экономической, экологической и со­циальной культуры молодежи. Не секрет, что сейчас одной из главных проблем является рост числа безработных молодых людей. Многие так и не могут определиться с выбором профессии. Современное содержание предмета «Технология» направлено на профориентационную работу, на обеспечение качественного обучения учащихся, на формирование у них жизненных навыков.

Предмет «Технология» ориентирован на индивидуальность каждого ребенка. Его содержание отражает специфику условий, сложившихся в разных странах и регионах. Это один из предметов, в рам­ках которого учащихся учат решению проблем посредством использования знаний и навыков проекти­рования и изготовления с целью создания качественных изделий в контексте местной культуры.

В поисках инновационных методик преподавания, я ознакомилась с изданиями Маргариты Борисовны Павловой и Джеймса Питта, которые помогли понять философию предмета «Технология». В 1999 году разработала программу образовательной области «Технология». Программа курса состав­лена в соответствии с учебным планом на основе экспериментальной программы «Технология» в 5-11 классах под редакцией В.Д. Симоненко.

В настоящее время особо актуальна проблема разработки методических и дидактических оснований сопровождения процесса обучения технологии цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР). 3 связи с этим хочется представить разработку одного из разделов программы «Технологии» - «Конструирование и моделирование плечевых изделий», «Технология обработки конструкционных матери­алов», «Интерьер дома».

При разработке ЦОР «Технология плетения из бисера» по разделу «Технология обработки конс­трукционных материалов» для учащихся 7-8 классов, презентации уроков «Понятие о композиции в интерьере. Стиль Хай-тек» по разделу «Интерьер дома», « Якутская национальная одежда» по разделу «Конструирование и моделирование плечевых изделий» для учащихся 5-7 классов мы ориен­тировались на учебники «Технология» под редакцией В.Д, Симоненко, имеющего гриф Министерства общего и профессионального образования.

Прежде чем приступать к разработке ЦОР по кому-либо разделу, необходимо составить поурочно-тематический план для данного раздела, чтобы определить содержание каждого ресурса, их целесооб­разное количество и перечень для каждого урока. В течение одного года каждый учащийся выполняет один творческий проект, кроме этого может дополнительно выполнять упражнения и дизайн- анализ. В итоге: с 5 класса по 11 класс у каждого должно быть 7 проектов. Творческие проекты требуют большего времени, поэтому часто завершаются дома, где нужен тесный контакт с родителями. Таким образом, получается триада: ученик - учитель - родители.

При выполнении проекта объясняю, как надо пользоваться литературой, даю советы. Девочки самостоятельно находят вырезки из журналов, различные журналы мод, из которых узнают много инте­ресного и используют в выполнении проектов. Это расширяет кругозор, помогает лучше разбираться при выборе приемов изготовлении изделий. Такая работа имеет и профориентационное значение: во многих просыпается желание стать дизайнером, модельером, художником и.т.д. И цель моя - создать такую ситуацию на уроке, чтобы девочки почувствовали себя открывателями, исследователями, твор­цами. Это укрепляет интерес к труду и творчеству.

Целью создания ЦОР в поддержку комплекта учебников «Технология» для учащихся 1-11 классов городских и сельских общеобразовательных учреждений, разработанного под редакцией В.Д. Симоненко, является повышение эффективности целостного образовательного процесса через решение комплекса педагогических задач:

Практика показывает, что при использовании ЦОР повышается мотивация к изучению предмета за счет расширения информационных возможностей, наглядности учебного материала и возможности выполнения графических работ (в том числе использование элементов черчения, создание графических объектов, схем для выполнения объектов декоративно-прикладного творчества). При использовании средств мультимедиа у школьников формируется желание и умение самостоятельно приобретать знания. Комплекты ЦОР, разрабатываемых к каждому разделу программы по технологии, имеют ряд особенностей.

Так, например, ЦОР в поддержку учебного материала по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов предусматривают преимущественное применение видеофрагментов о видах и назначении конструкционных материалов, приемах и операциях разметки, обработки и сборки изделий, а также применении графических редакторов для разработки графической документации, тек­стовых редакторов для оформления пояснительной записки к творческому проекту; они обязательно включают средства контроля знаний. В ЦОР «Технология плетения из бисера» по разделу «Технология обработки конструкционных материалов» используется различные виды бисероплетения, схемы I и процессы изготовления якутских украшений. В ЦОР по разделу «Кулинария» широко используется анимация схем различных технологических процессов приготовления пищи (нагревания, варки, замораживания продуктов и др.).

В результате проектной деятельности учащиеся развивают определенные личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливость, уважительное отношение к людям и умение взаимодействовать с ними.

Hosted by uCoz