Выбор тематики проектов
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировании процесса обучения (например, проблема гуманизма конца XIX, начала XX столетия; причины и следствия распада империй; проблема питания, экология в мегаполисе).
Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Ну, например, очень острая проблема городов – загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или проблема государственного устройства США, России, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этнологии. Проблема монархии в современном государственном устройстве. Можно ли считать монархию гарантом стабильности? (аргументы за и против). Или проблема труда и взаимовыручки в русских народных сказках. Эта проблема для младших школьников, но сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества. Тем для проектов неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, "целесообразные", дело совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
При выборе темы необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к проектному обучению:
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
Следует иметь в виду, что проекты будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предлагают с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманные и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения. Проект – один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.
Основная масса реально выполняемых проектов базируется, как правило, на самом учебном предмете (нескольких учебных предметах) и отталкивается прежде всего от них и интересов учащихся. Это не всегда проекты – дела, чаще они носят учебный характер или являются проектами «мнимых дел». Это игры, имитирующие реальные дела, литературные проекты, географические «путешествия» и т.п.
Например, в качестве географического проекта может быть предложено в один из зимних месяцев совершить целое мнимое путешествие по странам Средиземного моря. Класс разбивается на небольшие группы, и каждая должна:
Сразу же всплывает вопрос о заграничном паспорте. Кто-либо из учеников достает и приносит заграничный паспорт. Так сам собой намечается план общих работ по проекту.
Итогом проекта является дневник, заполненный схемами пути, сведениями о стране и населении, рисунками и фотографиями достопримечательностей, сведениями о климате, растительности, животном мире и т.д.
Подобные проекты часто являются способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрируется внимание учащихся. Особенно важно, чтобы основные виды школьных работ концентрировались на живом и жизненном материале, обращалось внимания на совместную деятельность детей, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни.
Или, например, учащимся предлагается в течение месяца на выбор принять участие в реализации трех проектов.
Первый проект носит название «Театр». Суть проекта проста. Предлагается поставить спектакль по одной из пьес А.П. Чехова.
Второй проект «Музей». В результате работы над этим проектом должна возникнуть выставочная экспозиция «Герои А.П. Чехова и современность».
Третий проект «Научный журнал». Требуется подготовить выпуск школьного «чеховского» ежегодника. Первоначальный выбор ученики делают, отвечая на вопрос: «Что для меня интереснее — участвовать в постановке спектакля? Работать над созданием музейной экспозиции? Или — издавать журнал?». Допустим, выбран проект «Театр».
Руководитель проекта начинает обсуждение того, что надо сделать для постановки спектакля.
Выбрать пьесу, а для этого — прочитать несколько пьес.
Понять выбранное, то есть читать, обсуждать, спорить. Узнать мнение специалистов.
Понять характеры героев, то есть обсудить историю страны той эпохи, психологию в контексте времени.
Создать режиссерский замысел. Избрать режиссера и больше не мешать ему работать (работа режиссера обсуждается отдельно).
Надо сформировать актерскую труппу. Надо научиться основам актерского искусства. Надо выучить роли и отрепетировать спектакль. Надо сконструировать декорации и сшить костюмы. Подготовить афиши, распространить билеты, пригласить гостей. Все шаги делаются последовательно, круг проблем постоянно расширяется, и по мере их решения расширяются знания и формируются умения учеников в области литературы, истории, родного языка, психологии, живописи, драматического искусства, дизайна, актерского мастерства, рекламы и т. д. Конечно, можно было поступить и иначе — заменить проект набором отдельных уроков. На уроке литературы изучать пьесы А.П. Чехова, на уроке истории — историю той поры, на уроках живописи — рисовать натюрморты и т. д.
Итак — задачи обучения подчинены целям созидания спектакля, музейной экспозиции или журнала. В этом суть метода — в его прагматическом применении и полноте смысла. Одно мотивируется через другое, обучение мотивируется интересом к конечному результату; образование полезно постольку, поскольку оно помогает решать те или иные жизненные (или просто интересные) задачи.
Или, например, учитель представляет ученикам воображаемую страну Атлаку. Страна всегда была бедной и неразвитой. Но недавно на ее территории нашли нефть, и теперь есть перспектива распорядиться суммой в 2500 млн. американских долларов. Учитель делает сообщение о населении, площади, географических особенностях, политическом устройстве и государственных органах страны.
Ученики делятся на группы, каждая из которых будет представлять одно из министерств Атлакского правительства: Образования, Здравоохранения, Транспорта, Сельского хозяйства, Промышленности, Туризма, Обороны, Связи, Культуры. В каждой группе выбирается один ученик, который будет министром. Заседание Кабинета министров будет проведено для того, чтобы Президент страны (педагог) мог наилучшим образом разместить эти 2500 миллионов долларов по отраслям. Каждый министр должен будет выступить с речью, содержащей обоснование потребности его отрасли в финансировании: сколько требуется денег и на что их предполагается потратить.
Ученикам дается неделя на то, чтобы каждое министерство подготовило для своего министра пятиминутную речь. Открывается заседание Кабинета. Вначале Президент приветствует своих министров и выражает надежду, что они будут исходить из интересов страны и народа. После этого все министры по очереди выступают с речами и отвечают на вопросы, задаваемые другими министрами и их сотрудниками (членами групп).
После завершения речей Президент анализирует их содержание и убедительность, а затем оглашает свой проект размещения средств. Начинается общая дискуссия по уточнению и совершенствованию бюджета. В конечном счете, уточненный бюджет принимается правительством и утверждается Президентом.
Или, например, проект «Задачник». Педагог ведет математический кружок. Пятиклассники с той или иной степенью увлеченности решают задачи, но проходит время — интерес слабеет. Как его поддержать? В сознании педагога возникают две идеи, оформившиеся в проект «Задачник». Идея первая: составление задачи — это действие, близкое к ее решению, но более сложное и продуктивное для развития. Идея вторая — прагматическая: c увлечением дети будут делать то, что интересно для них сейчас и может быть для кого-то полезно впоследствии. Проект становится достоянием детей благодаря следующей речи педагога: «Вы часто жалуетесь на то, что задачи в задачнике очень скучные, что их неинтересно решать, — так давайте попробуем создать свой задачник и подарим его будущим пятиклассникам». Так начинается процесс творчества, в ходе которого надо было выбрать математическое содержание задач (с помощью учителя), придать задачам литературную основу, выбрать лучшие задачи, прорешать их (отметив при этом самые элегантные задачи с точки зрения математической композиции), определить уровень сложности задач, записать их, подготовить иллюстрации, сделать книгу. И в результате может получиться задачник не хуже Остерского (ну, если только самую малость).
Следует иметь в виду, что использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые по предметам знания. Поэтому при выборе тем проектов необходимо оценить насколько велика будет дополнительная нагрузка на учащихся в связи с выполнением проекта, не приведет ли это к нарушению общего учебного процесса. Кроме того, необходимо учитывать наличие реальной материальной и информационной основы для выполнения предлагаемых проектов. В специальной школе (лицее, гимназии) темы проектов должны соответствовать профилю учебного процесса. И, конечно, в первую очередь темы проектов должны учитывать возможности (интеллектуальные, психологические, технические) и склонности их потенциальных исполнителей.