Проектный метод в трудовом обучении
Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под руководством учителя. Она включает себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу
(изучение спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты этой проектной деятельности должны поэтапно материализоваться, т.е. фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности, ее экономической, экологической и социальной целесообразности, изготовления эскизов и чертежей, технологических кар, пленов и т.д. Важно, чтобы они были реальными, т.е. теоретическая проблема должна завершиться ее конкретным решением. Совокупность всех рабочих и уточненных материалов, включая готовое изделие, и составляет осуществленный проект учебно- производительной деятельности учащихся, по которому должен оцениваться уровень их общетрудовой подготовки. Тематика проектных заданий должна быть достаточно разнообразной, чтобы охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения, актуальной для практической жизни, требующих привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать свои знания.
В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта.
Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от их содержания, целей и задач и могут меняться от трех- четырех недель до одного года. Учащиеся заполняют бланки- задания для творческого проекта в начале работы над проектом.
Школа
Дата
Ф.И.О. учителя
Тема урока: Защита проектов
Цели: подготовка широкообразованой, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Развитие самостоятельности, раскрытие способностей, развитие исследовательских навыков, воспитание трудолюбия.
Оборудование и материалы: таблицы " Характеристика материалов (мини- исследование)", "Дизайн - спецификация", ґ бланков (задание для творческого проекта), бланки по защите проектов, план- конспект.
Консультанты: организатор воспитательной работы, учитель трудового обучения, учителя предметники.
ПЛАН УРОКА (2 часа)
Организационно- подготовительная часть.
Критерии оценок при защите проекта- 5 мин.
Защита проекта. Регламенты выступления-7 мин. Ответы и вопросы-3 мин. Участников 6 - 1 час.
Выставка изделий. "Круглый стол "- 10 мин.
Заключительная часть.
Подведение итогов защиты проектов- 5 мин.
Задание для творческого проекта
Задание для проекта
Ученицы_Николаевой__Миры______________________________
класса__9"а"________школа_Намская СШ
Тема творческой работы
Объемный натюрморт
Обоснование ( потребность, история)
Лоскутная мозаика как элемент украшения интерьера. Лоскутное искусство в Якутии.
Первоначальные эскизы. Выбор лучшей идеи.
"Панно с цветами"
Планирование ( материал, размеры)
29 см. - 20, 5 см.
разные виды тканей, нитки, иголка и.т.д.
Технология изготовления основа-фон, шаблоны листьев, цветов, вазы.
Экономическое обоснование 0, 5 ткани- 65 руб.
Рабочих дней- 10 по 20 руб. Цена изделия 265 руб.
6.Охрана труда и экология
Правила техники безопасности при работе на швейной
7.Оценка проекта
Натюрморт смотрится эстетично и оригинально, обходится дешево из натуральных тканей
Руководитель работы_______
Консультанты_____________
Задание выдано ____________
Защита проекта____________
Надо отметить, что работа над проектом воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность,
Равноправие и свободу в исполнении, равноправие и свободу в выражении мыслей, отстаивание идей.
В результате выполнения проектов учащиеся приобретают способствующие развитию личности следующие умения:
интеллектуальные, организационные, коммуникативные, бесконфликтного общения, контролирующие, графические, тактильные, сенсорные, конструкторско-технологические, экономические, экологические. Проекты способствуют воспитанию трудолюбия, проявлять изобретательность, идти на риск, брать на себя ответственность, соглашаться на разумные компромиссы, укрепляется воля, формируются положительные потребности интересы. Все это способствует самоопределению, самореализации, позволяет подойти к осознанному выбору профессии.
*Таблица 2.
Руководство проектной деятельностью школьников для учителя технологии дело в общем -то не новое. Во время урока учащимися решаются всевозможные конструкторские, конструкторско- технологические задачи, различные проблемные задачи, т. е. выполняют своего рода проекты. В настоящее время делаются попытки систематизировать проектную деятельность школьников и руководство со стороны учителя. Это нашло свое отражение в том, что в программу о технологии введен раздел " Проект".