Министерство образования и Российской Федерации
ГОУ ВПО "Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова"
Педагогический институт
Инженерно-педагогический факультет
Календарное поурочно-тематическое планирование
2. Коваленко В.И., Кулененок В.В., Объекты труда. 7 класс. Пособие для учителей, М., "Просвещение", 1993.
3. Барбашов Ф.А., Фрезерные работы, М.., "Высшая школа", 1986.
4. Сиротенко Г. Л., Методические основы проведения кружковых занятий. // Школа и производство, № 11, 1991.
Якутск 2008 г.
Пояснительная записка
Цель изучения этого раздела — способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции школьного музея декоративно-прикладного искусства и др.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.
При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины или металла.
Необходимо отметить, что программа по художественной обработке металлов включает в учебный процесс систему новых для школы технологических процессов, что требует специального оборудования, инструмента, приспособлений.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Колич. часов |
Календарн. сроки |
Тип урока |
Требования обязательного минимума |
Регион. |
Контроль |
Д/з |
Содержание методического обеспечения для изучения темы урока |
|
знания |
умения |
|||||||||
1 |
Столярная подготовка поверхности древесины к отделке |
2 |
08.09.08. - 15.08.08 |
комбинированный |
ознакомить учащихся с основными физико-механическими свойствами древесины и способами их определения |
научить основные приемы работы по дереве |
Проведение ТБ |
Инструктаж ТБ и ПБ |
ответить на вопросы |
мастерская, журнал по ТБ и ПБ, образцы древесины |
2 |
Отделка древесины лакокрасочными материалами |
2 |
22.09.08 - 29. 09.08 |
комбинированный |
дать общее понятие лакокрасочным материалам |
научить |
Проведение ТБ |
|
- |
Воскование, лакирование, полирование |
3 |
Выжигание |
2 |
06.10.08 - 13.10.08 |
комбинированный |
ознакомить учащихся с основными способами выжигания |
уметь технологию выполнения операций по выжиганию |
Проведение ТБ |
Проверка ЗУН |
придумать 5 эскизов |
Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. |
4 |
Резьба по дереву |
4 |
20.10.08 - |
комбинированный |
сформировать представление о художественной обработке древесины |
научить выполнять различные элементарные резьбы |
Проведение ТБ |
Тестирование |
- |
резьба, стамеска, разметка рисунка |
5 |
Мозаика по дереву |
4 |
24.11.08 - 15.12.08 |
комбинированный |
ознакомить учащихся с основными способами выполнения мозаики на изделиях из дерева |
научить выполнению простейших элементов мозаичных рисунков |
Проведение ТБ |
Проверка ЗУН |
принести циркуль |
образцы различных видов мозаики; ножи для резьбы по дереву |
6 |
Общие основы художественного конструирования |
4 |
19.01.09.- 09.02.09 |
комбинированный |
дать понятие о выборе и обоснование проекта |
уметь продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий которыми они овладели в ходе обучения |
Проведение ТБ |
Контрольная работы |
- |
дизайн, композиция |
7 |
Орнамент и узор |
2 |
16.02.09.- 23.02.09 |
комбинированный |
дать понятие об орнаменте и узоре и их виды. |
научить построить узоры |
Проведение ТБ |
- |
- |
Виды узоров и орнаментов |
Программа
Столярная подготовка поверхности древесины к отделке (2 ч)
Проведение и инструктаж по ТБ и ПБ. Обработка поверхностей деталей ручными инструментами. Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск, шлифовальный барабан, шлифовальная головка), 1фовальный станок, ручное и механическое выпиливание. Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т. д.
Отделка древесины лакокрасочными материалами (2 ч)
Воскование (отделка под воск). Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила безопасности труда). Полирование. Отделка изделий красящими веществами (нитроэмалевыми, водоэмульсионными и другими красками).
Выжигание (2 ч)
Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию. Выжигание орнаментальных композиций с помощью нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей). Профессия — мастер - выжигальщик.
Резьба по дереву (4 ч)
Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная и домовая резьбы).
Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Подготовка материала.
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы. Подготовка заготовки к резьбе. Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок, скобчатых лунок. Выполнение простейшего орнамента.
Особенности техники контурной резьбы (ознакомление).
Профессия резчика по дереву.
Мозаика по дереву (4 ч)
Понятие о видах мозаики по дереву (инкрустации, интарсии, блочной мозаике, маркетри). Материалы и инструменты, применяемые для выполнения мозаики. Техника выполнения мозаичных наборов. Подготовка рисунка для мозаичного набора. Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Выполнение мозаики типа паркета (паркетри). Набор с объемным изображением, наклеивание и отделка мозаичного набора.
Общие основы художественного конструирования (4 ч)
Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне. Требования технической эстетики к промышленным изделиям.
Исходные принципы художественного конструирования. (Единство формы и содержания. Соответствие формы и декора свойствам древесины. Учет технологии изготовления изделия.)
Понятие о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании. Средства достижения цели: симметрия и асимметрия, композиционное равновесие, статичность и динамичность, пропорциональность, ритм. Виды композиции.
Профессия дизайнера.
Орнамент и узор (2 ч)
Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. Виды узоров. Основы построения узоров (в круге, квадрате и т. д.).
Практические работы
Примерный перечень изделий
Игрушки, шкатулки, шахматные доски, разделочные доски, подсвечники, подставки под горячую посуду, полочки, подносы, соломки, рамки, декоративные композиции и панно, украшения, макеты этнографических предметов домашнего быта (ложки, миски, чашки и т. д.).