Министерство образования и Российской Федерации
ГОУ ВПО "Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова"
Педагогический институт
Инженерно-педагогический факультет

  

Календарное  поурочно-тематическое планирование

  1. Учитель: Бучугасов Петр Александрович
  2. Класс: VII кл
  3. Программа. Засялдько Ю.П. Автор: Симоненко В.Д., Технология для 7 класса (для мальчиков), Волгоград: Учитель - АСТ, 2004 г.
  4. Количество часов: 22 часов
  5. Учебник. Авторы: Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология для 7 класса (для мальчиков), издательский центр "Вентана-граф", 2004 г.
  6. Методические пособия: 1. Гликин М.С., Декоративные работы по дереву на станке, "Универсал". - М.: Лесная промышленность, 1997.

                                                2. Коваленко В.И., Кулененок В.В., Объекты труда. 7 класс. Пособие для учителей, М., "Просвещение", 1993.
3. Барбашов Ф.А., Фрезерные работы, М.., "Высшая школа", 1986.
4. Сиротенко Г. Л., Методические основы проведения кружковых занятий. // Школа и производство, № 11, 1991.

Якутск 2008 г.

 

  Пояснительная записка

Цель изучения этого раздела — способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции школьного музея декоративно-прикладного искусства и др.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.
При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины или металла.
Необходимо отметить, что программа по художественной обработке металлов включает в учебный процесс систему новых для школы технологических процессов, что требует специального оборудования, инструмента, приспособлений.


Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

№ п/п

Раздел, тема урока

Колич. часов

Календарн. сроки

Тип урока

Требования обязательного минимума

Регион.
компонент

Контроль
знаний

Д/з

Содержание методического обеспечения для изучения темы урока

знания

умения

 1

Столярная подготовка поверхности древесины к отделке

 2

 08.09.08. -    15.08.08

комбинированный

 ознакомить учащихся с основными физико-механическими свойствами древесины и способами их определения

научить основные приемы работы по дереве

Проведение ТБ

Инструктаж ТБ и ПБ 

ответить на вопросы

 мастерская, журнал по ТБ и ПБ, образцы древесины

 2

 Отделка древесины лакокрасочными материалами

 2

 22.09.08 -      29. 09.08

комбинированный

 дать общее понятие лакокрасочным материалам

научить

Проведение ТБ

 

-

 Воскование, лакирование, полирование

 3

 Выжигание

 2

 06.10.08 - 13.10.08

комбинированный

ознакомить учащихся с основными способами выжигания

уметь технологию выполнения операций по выжиганию

Проведение ТБ

Проверка ЗУН

придумать  5 эскизов

 Инструменты и приспособления, используемые при выжигании.

 4

 Резьба по дереву

 4

 20.10.08 -
17.11.08

комбинированный

 сформировать представление о художественной обработке древесины

научить выполнять различные элементарные резьбы

Проведение ТБ

Тестирование

 -

 резьба, стамеска, разметка рисунка 

 5

 Мозаика по дереву

 4

 24.11.08 - 15.12.08

комбинированный

 ознакомить учащихся с основными способами выполнения мозаики на изделиях из дерева

научить выполнению простейших элементов мозаичных рисунков

Проведение ТБ

Проверка ЗУН

принести циркуль

образцы различных видов мозаики; ножи для резьбы по дереву 

 6

 Общие основы художественного конструирования

 4

 19.01.09.- 09.02.09

комбинированный

 дать понятие о выборе и обоснование проекта

уметь продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий которыми они овладели в ходе обучения

Проведение ТБ

 Контрольная работы

 -

 дизайн, композиция

 7

 Орнамент и узор

 2

 16.02.09.- 23.02.09

комбинированный

 дать понятие об орнаменте и узоре и их виды.

научить построить узоры

Проведение ТБ

 -

 -

 Виды узоров и орнаментов

 

Программа


Столярная подготовка поверхности древесины к отделке (2 ч)
Проведение и инструктаж по ТБ и ПБ. Обработка поверхностей деталей ручными инструментами. Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск, шлифовальный барабан, шлифовальная головка), 1фовальный станок, ручное и механическое выпиливание. Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т. д.
Отделка древесины лакокрасочными материалами (2 ч)
Воскование (отделка под воск). Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила безопасности труда). Полирование. Отделка изделий красящими веществами (нитроэмалевыми, водоэмульсионными и другими красками).
Выжигание (2 ч)
Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию. Выжигание орнаментальных композиций с помощью нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей). Профессия — мастер - выжигальщик.
Резьба по дереву (4 ч)
Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная и домовая резьбы).
Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Подготовка материала.
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы. Подготовка заготовки к резьбе. Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок, скобчатых лунок. Выполнение простейшего орнамента.
Особенности техники контурной резьбы (ознакомление).
Профессия резчика по дереву.

Мозаика по дереву (4 ч)
Понятие о видах мозаики по дереву (инкрустации, интарсии, блочной мозаике, маркетри). Материалы и инструменты, применяемые для выполнения мозаики. Техника выполнения мозаичных наборов. Подготовка рисунка для мозаичного набора. Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Выполнение мозаики типа паркета (паркетри). Набор с объемным изображением, наклеивание и отделка мозаичного набора.
Общие основы художественного конструирования (4 ч)
Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне. Требования технической эстетики к промышленным изделиям.
Исходные принципы художественного конструирования. (Единство формы и содержания. Соответствие формы и декора свойствам древесины. Учет технологии изготовления изделия.)
Понятие о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании. Средства достижения цели: симметрия и асимметрия, композиционное равновесие, статичность и динамичность, пропорциональность, ритм. Виды композиции.
Профессия дизайнера.
Орнамент и узор (2 ч)
Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. Виды узоров. Основы построения узоров (в круге, квадрате и т. д.).

Практические работы

  • Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки.
  • Подготовка поверхности изделия под художественную обработку.
  • Нанесение рисунка на поверхность изделия.
  • Художественная отделка поверхностей изделий (выжигание, выпиливание, геометрическая резьба, мозаика по дереву и т. д.), отделка древесины различными способами (лакокрасочными материалами, морилкой, вощением и т. д.)
  • Примерный перечень изделий 
    Игрушки, шкатулки, шахматные доски, разделочные доски, подсвечники, подставки под горячую посуду, полочки, подносы, соломки, рамки, декоративные композиции и панно, украшения, макеты этнографических предметов домашнего быта (ложки, миски, чашки и т. д.).

    Hosted by uCoz