ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКЗАМЕНОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ
1. Общие положения для экспертных оценок
Технология определяется как науки о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека, включая изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов.
В учебном заведении «Технология» — интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в работе промышленности, энергетику связи, сельского хозяйства, транспорта и вдругих направлениях деятельности человека.
«Технология» — область учебного тана, развивающая навыки решения проблем посредством проектировании и изготовления изделий и систем. Проектирование и изготовление — единый процесс, являющийся основополагающий в образовательной области.
Успешные результаты технологического образования — это творческие, активные дети с широким кругозором, способные определить области, в которых потребности, требующие удовлетворения с помощью проектно-технологической деятельности. Это дети,имеющие базовые навыки в областях проектирования, технологии изготовления изделий и коммуникации. Важно научить и приобретать новые знания и навыки по мере необходимости, а течение всей жизни. Дети должны обладать широким диапазоном навыков — планирование, постановка задач, исследование, обработка полученных данных, оценка; уметь принимать решения на основе этих данных и получать удовольствие от создания высококачественных изделий, необходимых для людей.
2. Приоритеты оценок
Ученики должны развивать свои способности в области технологии, комбинируя проектирование и приобретение навыков.
С учетом сложившейся практики рекомендации по оценке проектов учащихся на данном этапе целесообразно предложить для трех возрастных групп:
I ступень — 2-4 классы;
II ступень — 5-6 классы;
III ступень—10-11 классы.
I ступень
1. Проектирование:
2. Приобретение навыков:
3. Понимание
II ступень
Для этой ступени отмечаются направления, дополняющие и углубляющие соответствующий перечень для I ступени.
1. Проектирование:
2. Приобретение навыков:
III ступень
Для этой ступени отмечаются направления, дополняющие и углубляющие соответствующие перечни для I и II ступеней
1. Проектирование;
2. Приобретение навыков:
3. Понимание:
Рекомендации по количественным показателям оценок
Оценку проектов учащихся предлагается провозить по системе в зависимостей от уровней, описывающих и подготовленность в двух основных разделах – проектирование и изготовление. При этом предполагается следующая система оценок:
«2» - учащийся не справился и не представил проекта.
«3» — соответствует уровню I,
для I ступени (2-4 классы) - уровню II;
для II ступени (5-9 классы) - уровню III;
для III ступени (10-11 классы).
«4» соответствует уровню II для I ступени,
уровню IV для II ступени;
уровню V для III ступени.
«5» — соответствует уровню III для I ступени,
уровню V для II ступени;
уровню VI для IIIступени.
Уровни VII и VIII соответствуют высокой и исключительной подготовленности приводятся на данном этапе для ориентировки.
Для защиты проектов рекомендуется организовать выставку проектов учащихся одного класса. Оценка за проект одного учащегося в целом получается как средняя оценка за «проектирование» и «изготовление». Среднюю оценку получают обычным путем. Результаты защиты считаются положительными, если средняя оценка > 3.
Ниже приводятся характеристики уровней для«проектирования» и «изготовления».
Проектирование
Уровень I – проектируя, ученики выдвигают идеи путем формирования, разборки и перестройки материалов и компонентов. Они могут распознавать простые детали по мелким чертам и свойствам и, если нужно, соотносить их со своими идеями. Используют рисунки и слова, чтобы выразить свои идеи.
Уровень II — проектируя, ученики используют собственный опыт применений материалов, технологии и деталей, что порождает новые идеи. Исполняются рисунки и слова для развитии проектировании. Размышляют над идеей и выдвигают решения.
Уровень III — ученики выдвигают идеи, которые соответствуют требованиям. Предлагают реальные решения по достижению целей и, если нужно, предлагают множество вариантов. Прибегают к определенным знаниям по другим дисциплинам, облегчая себе задачу. Детали эскизируются.
Уровень IV — ученики накапливают информацию самостоятельно и используют для выдвижения идей. Они понимают, что у потребителей есть свои вкусы и предпочтения и начинают принимать эта во внимание. Они оценивают свою работу. Набросками иллюстрируют альтернативные варианты, выбирая оптимальный.
Уровень V — ученики выдвигают идеи, которые затрагивают имеющуюся информацию и понимание свойств определенного изделия (продукта). Они защищают свои идеи в дискуссии. Оценивают идеи, показывая понимание тех ситуации, в которых продукт может быть использован.
Уровень VI — идеи учеников основаны на информации широкого спектра. Они разрабатывают критерии оценки своих изделий, которые учитывают внешний вид, функции, безопасность, надежность, пользователей, также их предназначение и используют все это в выдвижении определенного предложения. Ученики летают предварительное пробное и изделие и связывают проектирование и производство.
Изготовление
Уровень I – создавая, ученики объясняют, что они делают и какие материалы используют. Они отбирают материалы и пользуются предоставленной техникой инструментами, придавая форму.
Уровень II – ученики отбирают материалы, инструменты и технику, обучений свой выбор. Они манипулируют инструментами очень аккуратно, умеют разбирать и собирать несколькими путями. Могут судить о результатах.
Уровень III – ученики думают о последовательности работ, выбирая инструменты, материалы и технику целенаправленно. При работе очень аккуратны. Придавая форму продукту, они пунктуальны, чтобы потом можно было легко разобрать его.
Уровень IV — ученики вырабатывают подробный план, который выделяет основные ступени в создании и перечень инструментов, материалов и процессов. Они выделяют «оптимальные» из множества материалов, обращая внимание на качество. Они осознают, что хорошо, а что не очень хорошо влияет на созданный продукт.
Уровень V — ученики занимаются по разработанному плану. Используют ряд и инструментов, материалов и процессов аккуратно, с увеличивающейся точностью и контролем. Они используют проверочные процедуры, разрабатывая альтернативные выходы из ситуаций провала попытки. Оценивают свой продукт и предлагают пути, по которым можно побиться прогресса.
Уровень VI — ученики вырабатывают план по проекту и предлагают альтернативы в случае провала первой попытки. Они предельно точно используют инструменты. Оценивают свой продукт и разрабатывают пути его улучшения.
Проектирование
Уровень VII – ученики пользуются всей возможной информацией для генерации идей. Они сами исследуют свойства известных изделий, включая форму, функции и производственные процессы, для развития идеи. Учитываются рабочие характеристики материалов и компонентов. Они определяют различные потребности пользователей и разрабатывают пути их удовлетворение. Используют знания по ступеням I-VI для увлечения числа предназначений изделия.
Уровень VIII ученики испытывают различные стратегии. Они определяют, как потребности и предпочтения потребителей могут влиять на конечный продукт и соотносить их со своей работой. Они принимают решения по подбору материалов техники, основанные на понимании их физических, химических и рабочих характеристик, Определяют требования по дизайну и питаются «подогнать» свой продукт основным запросам и анализируют этот процесс.
Ученики систематизируют и отбирают информацию, которая может помочь в процессе, четко определяя потребности разных групп потребителей. Они прибегают к знаниям и пониманию ступеней I-VI, чтобы подойти к оптимальному решению через моделирование, я выделяют ключевые характеристики своего проекта.
Изготовление
Уровень VII — ученики вырабатывают план, в котором оценивается примерное количество времени, требующееся для создания. Они соотносят свой выбор материалов с выбором инструментов и техники.
Уровень VIII — ученик вырабатывает план, где обозначены решения и четкие указания. Этот план допускает альтернативы в работе.
Ученики вырабатывают план, который специфицирует каждый уровень работы, что позволяет очень разумно использовать время и имеющиеся ресурсы. Они работают рационально и делают очень надежные продукты, постоянно пытаясь ответить требованиям качества, детально выполняя работу.