ПРОЕКТ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШКАТУЛКИ

Планирование работы учителем

                   Рабочее место учащегося по предмету «Технология»

Рабочее место учащегося – это участок мастерской с оборудованием (верстаком или станком, инструментами и приспособлениями), отведенный для выполнения определенной работы.  Все рабочие места в мастерской подразделяются на индивидуальные и рабочие места общего пользования. Индивидуальные рабочие места закрепляются постоянно за отдельными учащимися. Число таких мест в мастерской должно соответствовать числу учащихся в группе. На рабочих местах общего пользования учащиеся работают по мере необходимости в порядке, указанном учителем.

Рациональное оборудование рабочих мест способствует повышению интереса учащихся к занятиям, улучшает их результативность, способствует уменьшению утомляемости. Учебное оборудование рабочих мест учащихся должно быть регулируемым.

Надо правильно располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем месте. Наиболее часто потребляемые инструменты кладут в ближней зоне досягаемости, чтобы они постоянно находились в поле зрения учащегося.

Согласно номенклатуре ученический столярный верстак должен иметь длину 1000 мм, ширину 450 мм, минимальную высоту 700 мм, максимальную высоту 850 мм. Слесарный верстак имеет следующие параметры: длина -900 мм, ширина – 600 мм, высота в том же интервале 700-850 мм.

Если в общеобразовательном учреждении возможно оборудовать только одну мастерскую, то в ней устанавливается комбинированные верстаки для столярных и слесарных работ. Они имеют следующие размеры: длина -1000 мм, ширина 500 мм, высота 700-850 мм. Каждый верстак снабжается сиденьем. Имеются варианты выдвижных и откидных сидений, прикрепленных к верстакам. Наиболее удобными следует признать приставные поворотные сиденья, которые позволяют менять посадочную высоту. Оптимальные размеры такого сиденья следующие: посадочная площадь 370 х 400 мм, регулируемая высота от 360 до 480 мм.

Пример выполнения проекта учеником

image

Потребность. Моя мама очень любит украшения, изделия из разных камней, серебра и золота. Они ей очень идут, когда она идет на праздники, всегда надевает эти украшения. Но, у нее нет шкатулки, где бы она их всех хранила. И я решил сделать маме подарок от своей руки. Это будет для нее лучшим подарком.

Краткая формулировка задачи. Спроектировать и изготовить шкатулку для ее украшений.

Критерии, которым должна соответствовать шкатулка для украшений.

Шкатулка должна быть:
  1. Прочная
  2. Красивая.
  3. Легкая.
  4. Удобная.
  5. Простая в изготовлении.
  6. Недорогая.

Выбор основного материала.
Мягкая сталь –ржавеет, наносит царапины на поверхности мебели (стол, комод, трюмо и др.).
Стекло – недопустимо, может разбиться и небезопасно.
Бумага, картон – непрочно, плохо выглядит, недолговечна.
Фанера, ДВП,ДСП – высокая трудоемкость в изготовлении и отделке под интерьер комнаты.
Древесина – легко вписывается в интерьер, прочна и достаточно долговечна.

Выбор древесины.
1.Бук – трудно найти, трудоемок в изготовлении.
2.Береза- доступная, но хрупкая, трудоемкая в изготовлении.
3.Липа- хорошо обрабатывается, но трудно найти, трудоемка в отделке.
4. Сосна – доступна, хорошо обрабатывается, хорошо согласуется с материалом стола и интерьером комнаты при минимальной отделке.
Выбираю материал 4.

Выбор покрытия:
1.Морилка – не блестит, после ее нанесения остаются пятна, скрывает текстуру дерева.
2.Краска – закрывает текстуру дерева.
3.Лак – сохраняет текстуру дерева и препятствует образованию пятен. Изделие получается красивое.

В качестве покрытия я выбираю лак.

Первоначальные идеи шкатулки

Из четырех идей выбираю четвертую, где шкатулка изящна и самобытна. Ее можно применить не только для  украшений, но и можно положить в нее очки, монеты, иголки и т.д. и т.п.

Общий вид шкатулки

image

image

Технологическая карта изготовления шкатулки.

Последовательность операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

1.Для крышки необходимо подготовить выстроганную дощечку размерами 210х75х15 мм, для корпуса-210х75х25мм

Измерительная линейка, карандаш, пилы:
поперечная и продольная,
рубанок,верстак.

2.Сделать сквозное выпиливание отверстия с помощью электролобзика или выкружной пилки. Делаем разметку на пласте. После этого сверлить отверстие для вставления пики лобзика

Линейка, карандаш, коловорот, сверло, верстак, лобзик, циркуль.

3.Подготовить фанерку толщиной 2-3 мм и с двумя другими размерами, равными длине и ширине корпуса 210х75.С помощью клея ПВА, используя груз, приклеить фанерку, а грани ее обработать шкуркой.

Линейка, карандаш, пила, верстак,клей ПВА,шкурка

4.Полоска металла размерами 20х20мм сгибается пополам. В место сгиба вставить гвоздик и обжимать вокруг него металл в губках тисков. Так же сделать вторую половину петли. Разметить длину закругленной части обеих сторон петли на три звена. У одной из сторонок стачивать надфилем два крайних звена, оставляя выпуклой серединку. У другой наоборот, выпиливают серединку, оставляя по краям завитки. Закрученные части обеих половинок петли совмещают, вставляя внутрь гвоздик или проволоку. У петли обрезают по размеру обе сторонки и сверлят отверстия с последующей их зенковкой под головки шурупов.

Линейка, тиски слесарные, кернер,молоток,надфиль, слесарная ножовка, чертилка, плоскогубцы,кусачки, коловорот, сверло, напильник.

5. Подготовив две основные детали шкатулки -крышку и корпус, соедините их вместе. Две накладные петли разметить и с помощью плоской стамески углубить места соединения на столько, сколько составляет толщина петель, и перекрутить их шурупами. Шкатулку шлифовать.

Линейка, карандаш, стамеска плоская, отвертка, шурупы, шлифовальная шкурка.

6. Провести на крышке осевые линии, после чего выполнить разметку прямоугольника, ромба и дорожек, расположенных по краям шкатулки. Затем разметить то, что находится внутри ромба, - двойную рамку и малый ромб, куда писать «сияние». Двойная линия рамки показывает ширину канавки, которую резать «соломкой». Она равна 1мм.

Линейка, карандаш.

7.Разметить «сияние». Поделить каждую из смежных сторон на три части (42:3=14мм). Поставить точки, из этих точек через центр повести лучи на противоположные стороны. Вписать в каждый треугольник «пирамиду»

Линейка, карандаш.

8.Сделать построение для разметки маленьких «сияний», вычертив прямоугольники. Размеры прямоугольников разные. Выполнить деление боковых дорожек на пласте и кромки шкатулки. На пласте разместить 8 прямоугольников, а на кромке – 4.Размеры их по высоте несколько различаются, но это большой роли не играет, так как визуально из-за вытянутости дорожки они будут казаться одинаковыми. На дорожках вычертить ромбы, а в прямоугольниках провести осевые линии и диагонали. В данной работе используйте при разметке шаблон. Он наглядно показывает разметку малых «сияний». Ромбы, которые располагаются на двух дорожках по краям шкатулки, не режутся. Вырезаются ( сколышки) между ними, т.е режется фон у ромба.

Линейка, карандаш, ножи-косяки.

9.Для резания малых «сияний» необходимо использовать очень острый нож с большим углом заточки.

Ножи- косяки

10.Сделать небольшую выточку на виде спереди у шкатулки для удобного открывания. Выполняется путем срезания грани на длине 20мм. Необходимо потом ограничить длину.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

Оценка изделия и реклама изделия.

На мой взгляд полученное изделие прочное, красивое, легок по весу, удобное для пользования, выполнен качественно. Изготовлено из отходов производства, все технологические операции доступны. Имеет мелкий рисунок, мнение учеников и родителей хорошее и отражает аккуратность и тщательность в изготовлении. Получилась настолько изящная и самобытная шкатулка.
Моя шкатулка полностью соответствует намеченной задаче, хорошо вписывается в интерьер комнаты.

Экономический расчет.

Для изготовления изделия потребовалось:

  1. Дощечки размерами 210х75х15мм и 210х75х25;
  2. Фанера 210х75х3 мм;
  3. 50 г. клея ПВА;
  4. 100 г. лака;

Всего затрачено. Исходя из того, что 1 кг клея стоит 145 руб., 1 кг лака стоит 280 руб. можно провести следующий расчет стоимости одного изделия.
1.Если 1 г. клея стоит 1 руб. 45 коп., то 1.45 х 50 г. = 7 руб.25 коп.
2.1 г. лака стоит 2руб.80 коп., 2.80 х 100 = 2800 = 28 руб.
3.Стоимость древесины – 30 руб. Затраты на материал 8+28+30

Можно назначить цену изделия 70 руб.

 

Список использованной литературы:

  1. Алиев Ю.Б., Ардаширова Г.Т., Барышникова Л.П. и др. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1986.
  2. Алексеев Э.А. Технология изготовления изделия из тальника. Якутск,2000.
  3. Бешенков А.К., Казакевич В.М. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда.  М, Дрофа, 2002.
  4. Бешенков А.К., Казакевич В.М. Технология. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда. М., Дрофа, 2002.
  5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., Просвещение, 1982.
  6. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982.
  7. Ельников Д.П., Ханин М.Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. М., Просвещение, 1979.
  8. Лында А.С., Бланк Е.И., Дубов А.Г. и др. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин. Учеб.пособие. М., Просвещение, 1982.
  9. Котжаков К.Н. Педагогические основы производительного  труда. М., Высшая школа, 1987.
Hosted by uCoz