Внедрение проектного метода в образовательный процесс

В педагогике слово «проект» известно уже около 300 лет.  Это слово происходит от итальянского глагола ‘‘projicere’’, что означает «разрабатывать», «планировать»,  «браться за что – либо».

Таким образом, проектной метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему – то.

Занимаясь образовательной деятельностью, которую она планирует, осуществляет, доводит до конца или прерывает, проектная группа выполняет проект.

Если же деятельность основывается только на двух или трёх элементах проектного метода, то мы можем говорить о проектном обучении.

Не нужно сильно напрягаться, чтобы заменить, что школа оторвана от жизни во многих отношениях. Это оторванность во многих отношениях давно уже превратилась в пропасть. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть «мостики» через эту пропасть.


С помощью проектного метода можно:

        Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию.  Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.

Использование проектного метода  возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Проектный метод, наряду с другими интерактивными методами,  помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков. Ведь на обычном уроке, который учитель практикует каждый день, отсутствует деятельность учащихся. Здесь учитель структурирует происходящее, цитирует, объясняет, дает указания, задает вопросы, оценивает. При этом он находится в центре внимания. Проектный метод, напротив, предлагает участие учителя в уроке в новой роли- « фигуры на заднем плане».

Учитель  - постепенно уходит в тень;

- вмешивается, если есть необходимость; 
- включается в процесс на правах участника;
- проявляет выдержку и не вмешивается.

Основные требования проектного метода:
               - самостоятельность учащихся;
               - связь с реальным миром;
               - активизация разных форм самовыражения;
               - принятие во внимание мнения других при выполнении действий.

Схема проекта:      

      Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления  большого проекта, но все они будут предусматривать ВКЛАД группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и  ПРОДУКТ, который группа  получает в результате проекта:

ВКЛАД

ПРОЦЕСС

ПРОДУКТ

 Уже имеющиеся знания, умения и навыки

Исследование: сбор и обработка информации.
Разработка: плана действия.
Осуществление: плана.
Развитие навыков, приобретение новых знаний

Реферат, альбом, плакаты, макет, фоторепортаж, видео материал, акция, выставка, урок, мероприятие и т.п.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проекта, его прагматичная направленность на результаты, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи. Он предполагает определенную совокупность учебно – пвательных приемов, которые позволяют решать  ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации  преподавателя, недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

Основные требования к использованию метода проектов

  1. Наличие значимой  проблемы в исследовательском, творческом плане.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
  6. Более 17 лет работаю в сельской школе учителем биологии. Оглядываюсь назад… Сколько реформ, нововведений, методических приемов, технологий! И, конечно же, поиск… Творческий поиск именно своих путей и дорог. Думаю, внедрять даже совершеннейшие технологии в свой  педагогический процесс  полностью невозможно. Ведь у меня свои дети, свои  коммуникативные ситуации, своя среда. Разумеется, речь не идет об основных тенденциях, приемах, принципах существующих технологий. Все они  интересны, познавательны! Особо близки мне в последние годы своей деятельности коммуникативно- развивающие, интегральные, личностно- ориентированные модели обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии. Но наиболее эффективным и приемлемым  для себя считаю применение проектных технологий в процессе обучения биологии.

Биология в школе прагматична,  в ней  всё ясно и понятно, все описано и объяснено. Может ли метод проектов внести в её изучение что-то новое? Что здесь может подлежать исследованию? Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему, подвести детей к возможности её сформулировать, определить и высказать. Метод  проектов в курсе биологии дал возможность ощутить позитивный результат области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат -  высокую мотивацию к обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования. Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Проектирование учебного процесса путем  выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых  соответствует поставленным целям и  обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Вот именно результативность  подкупила меня  в проектных технологиях. Результативность и возможность ее практического применения.

 

Источник

Hosted by uCoz