Педагогическое наследие Джона Дьюи: от традиции к инновации

Н.В. Маминова ,

Владимирский государственный университет

Сегодня, в режиме инновационных изменений, остро встаёт вопрос диалога настоящего с прошлым. Знакомство с замыслом, ведущей идеей помогает не только понять новаторский поиск, но и стать стимулом дальнейшего поиска решения современных образовательно-воспитательных проблем. Сегодня, как и в 20-е годы ХХ века, после смены образовательных парадигм, в логике осмысления процессов демократизации в образовании наследие великого американского реформатора Джона Дьюи (1859-1952) переживает период Ренессанса.

Идея педагогического сотрудничества учителя и учащегося приобретает сегодня аксиоматическое звучание, а принцип диалогизма является одним из ведущих методологических принципов широко популярного сегодня личностно - ориентированного обучения. А ведь идея сделать учителя не ментором, а организатором, помощником, консультантом принадлежит именно Д.Дьюи. Его революционная идея сделать ребенка «солнцем, около которого вращаются все образовательные средства, тем радиусом, который определяет размер всего круга школьной жизни» [3;24] является одним из базисных положений современной педагогической теории. Что касается отбора содержания образования, то Дьюи утверждал, что одним из критериев отбора содержания материала должен быть критерий релевантности содержания интересам и потребностям ребенка [2;30], что является одним из ведущих положений при составлении современных УМК.

Ученый также предложил использование в учебном процессе Дальтон-плана, который способствует формированию у студентов таких качеств, как независимость и навыки планирования, умения распределять задания и деятельности между собой, то есть тех умений и навыков, которые необходимы современному человеку.

Особый интерес к творчеству Дьюи проявляется и в связи с акцентом на школу общения, а общение у Дьюи понималось не просто как обмен лингвистическими знаками, а как процесс делания чего-либо сообща, установление кооперации, сотрудничества в деятельности, где есть партнёры, и где деятельность каждого определяется и регулируется этим партнёрством [4;56]. Не эта ли точка зрения лежит в основе современного коммуникативного подхода в обучении?

Джон Дьюи при поддержке Торндайка разрабатывает исследовательский метод, который может быть представлен в схеме: проблемная ситуация – анализ данных – выдвижение гипотезы - её проверка. Именно по этой схеме сейчас происходит исследовательская работа студентов, и именно она легла в основу проблемного метода обучения.

В начале ХХ века педагоги-прогрессивисты, в том числе и Д.Дьюи подвергли критике лекцию, которая заключалась в изложении материала учителем без участия студентов. Они сделали попытки проблематизировать лекцию, внести в неё элементы свободного обсуждения. Именно этот тип лекции занимает первое место и в современной методике.

Также Джон Дьюи совместно с учеником и коллегой Килпатриком разработали метод проектов, широко применяющийся в современной школе и способствующий развитию творческой инициативы и самостоятельности студентов.

Установление межпредметных связей - одна из самых важных проблем современной дидактики. Дьюи был одним из первых, кто подчеркивал эту необходимость. «Необходимый элемент – поиск связей не только между дисциплинами, которые имеют дело с одними и теми же проблемами, но также между самыми широкими полями знаний» [2;30].

Дьюи также выдвинул идею непрерывного образования для всех возрастных категорий: всё общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения [6;106]. Сейчас эта идея стала необходимостью. Человек учится не только для того, чтобы изменить свой социальный статус, но и сохранить его.

Немало идей Дьюи используется сейчас и в практике подготовки педагогов. Метод решения частных случаев (case – study) широко применяется в методике. Предложенная им трёхступенчатая организация педагогической практики используется во всех педвузах и колледжах России. На первой ступени студент наблюдает за работой опытных педагогов, на второй дает уроки в присутствии методиста, а на заключительной стадии анализирует свою работу и планирует дальнейшую деятельность с учётом высказанных предложений. Здесь находит отражение ещё одно из фундаментальных положений его педагогической теории – развитие рефлективного мышления учителя и учащегося.

Вот неполный перечень ключевых положений педагогической теории Дьюи, образующих историческую платформу многих современных инноваций. И это не случайно. Ведь цели современного поликультурного образования прямо перекликаются с целями образования и воспитания, выдвинутыми Дж. Дьюи. Эта цель – формирование человека, способного к актуализации и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего свободой, инициативностью и отвечающего за собственные поступки, творчески осваиваемого социальный опыт, стремящегося к улучшению существующих условий жизни и отношений между людьми.

Литература:

  1. Вендровская Р.Б. Очерки по истории советской дидактики.- М.: Педагогика, 1982. – 128 с.
  2. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США.- М.: Педагогика, 1987. -104 с.
  3. Дьюи Д. Школа и общество/ Д.Дьюи. – М.,1934. – 174 с.
  4. Рогачёва Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст: монография. – Владимир: ВГПУ, 2005. – 333 с.
  5. Рогачёва Е.Ю. Профессиональная подготовка учителя в США на рубеже ХIХ-ХХ веков// Методические рекомендации к курсу истории педагогики. – Владимир, 1989. – 32 с.
  6. Юлина Н.С. Очерки по философии в США. ХХ век. М., Эдиториал УРСС, 1999. - 304 с.
Hosted by uCoz