Метод проектов в технологическом образовании школьников

Особое значение в технологическим образовании школьников имеет метод проектов, который позволяет школьником в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, и интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знании, идеи, материальные ценности (Письмо МО РФ № 585/11-13 от 12.04.2001) «Об использовании метода проектов в образовательной область «Технология»).

Исследования, проведенные в общеобразовательных школах С.-Петербурга, Н.Новгорода, В.Новгорода, Брянска и ряде городов региона Большая Волга позволили установить, что курс «Технология» позволяет тесно связать актуальные проблемы жизнедеятельности человека с рыночной экономикой, если в основу обучения положить метод проектов.

Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельностью учащихся, предусматривающий определение потребности людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качество, определенно реального спроса на рынке товаров.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоении знании: доступность, систематичность и преемственность обучения: наглядность и прочность усвоения знаний.

Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функции.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями» умениями и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий. Важно то, что при работе над любым объектом учащиеся научатся применить наиболее современные (экономичные; экологичные) способы и приемы обработки материалов.

Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности у видеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества: позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончании школы.

Воспитательная функция использования проектного метода в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного риска» и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности и за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

Развивающая функция метода проектов в технологическом образовании состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и учения для анализа и решения практических задач.
У учащихся вырабатываются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всю краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.

Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует: развитию творческого потенциала учащихся: проведению самостоятельных исследований; принятию самостоятельных решений: развитию умений и обработке различных материалов и изготовлении изделий; умению работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценки процесса и результатов труда, формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.

Каковы же основные отличия метода проектов от обычных занятий на уроках технологии (трудового обучения)? Главное — проектирование в этом случае рассматривается как целостный процесс, при этом проект должен иметь пять основных компонентов (рис. 1).

В то же время в зависимости от решаемых задач, возраста и способности учащихся количество компонентов может быть увеличено: например, изготовлению может и, как правило, должно предшествовать планирование изготовления (разработка технологической карты), после последнего этапа может быть включен компонент профессиональной ориентации (знакомство с методами промышленного производства) и другие. Вот почему можно говорить о значительных, по существу неограниченных, возможностях метода проектов.

В соответствии с действующими программами обучения на проектирование отводится 25% учебного времени во всех классах с 2 по 11, при этом можно предполагать, что время,  отводимое на проектирование, будет постепенно увеличиваться (реально до  60-80% всего времени, отводимого учебным планом на предмет технология).

Другим важнейшим отличием метода проекта от классической методики преподавания трудового обучения является то, что все компоненты проекта находятся в работе по существу одновременно (в окончательном виде проект оформляется в определенной последовательности). Отсюда возникают сложности в подготовке и переподготовке учителей технологии:
• обучение фактам – одна задача, обучение применению фактов – другая;
• необходимо развить способности учителя к руководству проектной деятельностью, планированию имеющихся средств и времени.

Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыков без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества к монтированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. Однако практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащихся, а затем провести необходимые упражнения.

Замена части тренировочных «псевдоприкладных» упражнений по обработке различных материалов на упражнения, необходимые для качественного выполнения проекта (изготовления конкретного изделия), значительно повышает мотивацию учеников к труду. При этом школьники в процессе проектирования добиваются следующих учебных результатов:

Процесс проектирования

Учащиеся обучаются (учебные результаты)

1. Исследования потребности задачи и краткая формулировка задачи

1.1. Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия.
1.2. Кратко формулировать задачу

2. Исследование и анализ  возможности изготовления изделия, включая оценку требуемых знаний, умений и навыков. Поиск информации о профессиях, необходимых для производства определенного изделия.

2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта.
2.2. Знать перечень профессий, необходимых для изготовления конкретных изделий.

3. Определения перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие.

3.1. Уметь определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие.

4. Выработка идей и поиск возможных решений. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение того, как это изделие производится в промышленности.

4.1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи.
4.2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия.

5. Планирование изготовления изделия (приобретение необходимых навыков): изготовление изделия

5.1. Записывать и использовать подробную последовательность изготовления изделия: вносить изменения по мере необходимости.
5.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления высококачественных изделий.

6. Экономическая оценка произведенного изделия.

6.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат).

7. Испытание изделия и в процессе использования.

7.1. Испытывать изделие на практике

8. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями.

8.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.)
8.2. Предлагать пути совершенствования изделия.

9. Оценка своей деятельности в процессе проектирования, изготовления и испытания изделия.

9.1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия.
9.2. Определять трудности, с которыми встретился при проектировании и изготовления изделия.
9.3. Разрабатывать рекламу своего изделия.

Практика свидетельства, что метод проектов может быть реализован в нескольких вариантах:

Вариант 1:

  1. учителем дается краткая формулировка задачи;
  2. ученики выдвигают первоначальные идеи;
  3. проводят исследование (изучение потребностей и рынка), чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
  4. разрабатывают лучшую идею;
  5. учатся определенным навыкам и умениям изготовления изделия;
  6. планируют изготовление изделия;
  7. изготовляют изделие согласно лучшей идее;
  8. испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 2:

  1. ученики анализируют большое количество подобных изделий;
  2. обсуждают достоинства и недостатки этихизделий;
  3. записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия;
  4. исследуют потребности в этом изделии;
  5. разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие;
  6. выполняют  упражнения,   развивающие умения и навыки и на основании   опыта выбираютлучшую идею изготовления изделия;
  7. планируют изготовление изделия;
  8. изготовляют   изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;
  9. испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 3:

  1. ученикам выдается какой-либо материал (или отходы) и предлагаете выдвинуть идеи по использованию этого материна для изготовления изделия;
  2. ученики проводят исследования,   определяют   потребности  в этих изделия потенциальных потребителей;
  3. пишут краткую формулировку задачи;
  4. проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;
  5. разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;
  6. заканчивают разработку лучшей идеи;
  7. составляют план  изготовления изделия   с   учетом    имеющихся    материалов   и оборудования;
  8. изготавливают изделие, по мере необходимости внося изменения;
  9. испытывают и оценивают изделие.

В классах, где учащиеся только начинают знакомиться с проектированием, целесообразно первые проекты осуществлять коллективно, обучая школьников алгоритму выполнения проектов. В дальнейшем можно переходить к групповым или индивидуальным проектам.

Учащиеся должны познакомиться с общими способами организации проектной деятельности, овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени.

Умение приложить технологические знания и трудовые умения к решению задач, выдвинутых житейской практикой, требует использования знаний и умений по ряду учебных дисциплин (изобразительному искусству, черчению, математике, химии, физике, информатике).   Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующими, так и опереживающими.

Реализация метода проектов не требует изменения изменения материально-технической базы школьных мастерских. В триаде «Технология – обучения – жизнедеятельность» появляется возможность сформировать на технологическом языке актуальную социально значимую задачу. Решить ее имеющимися средствами труда, соотнести продукт труда с потребностями личности и общества, истолковав соответствующим образом полученные peзультаты.

Ориентация на личность ученика, учет его интересов, удовлетворение потребностей предъявляет повышенные требования к учителю, к овладению им разумным использованном метода проектов и технологическом образовании школьников.

Экспериментальная   проверка   использования   метода   проектов,   а   технологическом образовании школьников показала:

1) значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
2) школьник всех возрастов судовольствием включаются в исследовательскую деятельность;
3) учащиеся видят социальную и личную значимость предметно-преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации их труда.

В процессе осмысления и организация труда по методу проекте у учащихся развиваются трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми и др.

В заключении отметим, что метод проектов становится (в ряде стран уже стал) доминирующей педагогической стратегией.

Hosted by uCoz