Введение

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности и творчества при выполнении учебных заданий.

Этот метод появился в 1919 году в Америке. Он базировался на идеях гуманистического направления в философии и образовании, развитых американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Основателем метода является американский педагог Е. Паркхарст. Метод разрабатывался в городе Дальтон (поэтому он известен также под названием “Дальтон-план”). Его цель — индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме, «выплеснуть» ограниченный временными рамками уроков внеурочную деятельность. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). Но следует заметить, что ещё в 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать аналогичный метод в практике преподавания.

Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Но этот метод не давал возможности ученикам овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов и дисциплин, поэтому в дальнейшем он был изъят из учебного процесса в школе. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Современный этап развития нашего общества выдвигает особые требования к школьному образованию, цель которого – воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать знания, самостоятельно выбирать средства и способы решения различных задач . Модель обучения, должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами; взаимодействие с преподавателями и консультантами; групповую работу, с использованием проблемных, исследовательских, поисковых методов.

В связи с этим технология проектного обучения становится сегодня ведущей технологией школьной практики. Её главная идея заключается в следующем: с большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, а деятельность строится не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Всё из жизни, всё для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, способностей самостоятельно конструировать и использовать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве и критически осмысливать полученную информацию.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Возрождение на новой основе метода проектов, как ведущего метода в системе трудовой подготовки к самостоятельной жизни отражает необходимость связать преобразовательную и преобразующую деятельность учащихся, повысить уровень усвоения и углубления обобщенных знаний о способах деятельности и взаимосвязи их с конкретными знаниями и умениями.

Проектная деятельность

   

Творческая проектная деятельность учащихся - основная единица технологического образования.                                
Под проектом понимается творчески завершенная работа соответствующая возрастным особенностям обучающихся, от идеи до её воплощения. 

 

 

   

   

При выполнении проектов используется одинаковый подход, который не зависит от того, с каким материалом работает учащийся (дерево, ткань, пластик и т. д.).

 

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Выполнение проекта предусматривает использование совокупности разнообразных методов и средств, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если решается теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов можно представить в виде схемы.

Выполнение проекта может быть индивидуальным или групповым, но он должен сочетать определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся. В итоге выполнения проекта предполагается презентация его результатов. Если же говорить о методе проектов как опедагогической технологии, то эта технология представляет совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные цели, которые преследует метод проектов можно кратко сформулировать следующим образом:

Умение пользоваться методом проектов -показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. В основу проектного обучения заложены принципы проведения научного исследования. Недаром его относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

 

 

Hosted by uCoz