Использование якутских орнаментов на керамических изделиях

Бучугасов Петр Александрович, учитель технологии

 

Цель занятия:

План занятия (90 минут):

  1. Организационная часть – 2 мин.
  2. Закрепление и обобщение пройденной темы – 5 мин.
  3. Сообщение темы – 15 мин.
  4. Подготовка к практической работе – 2 мин.
  5. Практическая работа – 63 мин.
  6. Подведение итогов – 3 мин.

Ход занятия

I. Организационный момент. (2 минуты)

Приветствие, проверка присутствующих.

Объяснение хода урока.

II. Закрепление и обобщение пройденной темы. (5 минут)

На прошлом занятии мы проходили тему: "Ручные инструменты и их применение".

Задаю вопросы:

  1. Перечислите инструменты, которые относятся к ручному.
  2. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе на ручных инструментах?
  3. Каким должен быть нож или резак. Как правильно заточить нож?
  4. Расскажите о методе геометрической резьбы по дереву.

III. Изложение нового материала. (15 минут)

Орнамент – неразрывная составная прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены глубина его мысли, творческая фантазия, художественное мастерство.

Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду.

Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов.

Языком орнамента создавались художественные образы, понятные широкой массе населения. С течением времени содержание многих орнаментов забылось и современным исследователям потребуется много кропотливой работы для разгадки содержания хотя бы их части. Некоторые орнаменты стали традиционными без всякого разъяснения.

Орнаменты – это изобразительный фольклор народа. Потому, как вид устного народного вид устного народного творчества, имеет безгранично широкое содержание, разнообразнейшую тематику, неразгаданную языковую и смысловую тайну. Изучая язык фольклора, классифицирую его, создавая словари, мы получаем огромный материал в изучении происхождения своего народа, истории его жизни, определении рода их занятий.

Изобразительные средства якутов очень разнообразны. Их мотивы зависят от того, для таких изделий они предназначены и отсюда их виды. Например, для украшения одежды используются растительные узоры, их краски, они исполняются посредством вышивки. Для бытовых изделий, деревянной посуды употребляются углубленно вырезанные прямые геометрические конфигурации. Исключение составляет женская утварь, например, вещи для хранения предметов шитья. Здесь используются сложные орнаменты: растительные узоры (ветки, листья), солнце, изображение сердца, почек и т.д. В гравировке на металле (железо, медь, серебро) наряду с геометрическими линиями используются растительные узоры.

Виды якутских орнаментов:

Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мас, птицы (орел, лебедь, кукушка, гоголь) и т.д.

Таким образом, орнаменты художественно-изобразительными средствами раскрывают действительную жизнь народа.

На многих выставках, экспозициях музеев демонстрируются прекрасные работы наших талантов. Их творениями восхищались по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье. Это – наша гордость. Но в последнее время в изделиях некоторых авторов заметна тенденция увлечения за внешним оформлением, нежели за рисунками. Например, бросается в глаза, что некоторые произведения имеют незавершенные рисунки, нарушают вековые традиции народного искусства, допускается смешение с орнаментами других народов. Это нивелирует национальный характер любого народного изделия. Отсюда вытекает необходимость приступить к созданию нового, дальнейшему, усовершенствованию только после тщательного изучения содержания народных традиций, и предназначения изделия, на основе изучения материала, из чего создается изделие. Но, приступая на путь новаторства надо быть предельно осторожными. Традиционность не прививается в несколько дней, она передается из поколения в поколение, получает свое развитие, становится общепринятой, превращается в традицию, становится показателем культуры всего народа. Потому мы должны сохранить внутреннее содержание, национальную внешнюю форму нашего прикладного искусства.

IV. Подготовка к практической работе. (2 минут)

Подготовимся к практической части для этого необходимо следующие материалы:

V. Практическая часть. (63 минут)

В практической части методом ангоба ((франц. engobe), то есть покрытие из белой или цветной глины, наносимое на керамическое изделие (до обжига) для устранения дефектов поверхности и придания ей какого-либо цвета) должны украсить керамическое изделие якутским орнаментом. Для этого необходимо соблюдать алгоритм действий:

  1. Учащиеся должны выбрать орнамент или придумать собственный эскиз и нарисовать на альбомном листе;
  2. Созданный орнамент необходимо вырезать и обклеивать полученный шаблон скотчем.
  3. Равномерно подложить шаблон в глине;
  4. Для украшения и облагораживания глиняных изделий - покрытие и роспись ангобом (жидко разведенной глиной другого цвета, чем та, из которой выполнен данный);
  5. В итоге получили керамическое изделие с якутским орнаментом.

Раздаю готовые орнаменты (Приложение).

Учащиеся выполняют задание.

VI. Подведение итогов. (3 минут)

Ответы на вопросы учащихся.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

После окончание работы убрать место.

На занятиях мы познакомились с якутским орнаментом и их использование в керамических изделиях.

Использованная литература:

  1. http://www.sitc.ru/culture/ornament/russian.htm

 

Источник

Hosted by uCoz