Кытанахская средняя художественно-эстетическая школа имени В.С. Яковлева-Далана

Техническое творчество в 5-10 классах

Руководитель кружка: Дьяконов А.В.

 

Введение

         В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» сказано: «Целью трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учёбы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки».

         Чтобы осуществить намеченные планы, необходимо повысить эффективность трудового обучения и воспитания как на уроках, так и во внеклассной деятельности. В начальных и в средних классах учащиеся выполняют различные виды работ: аппликации из бумаги, ткани, природных материалов, лепят поделки из пластилина, изготавливают изделия из тонкой проволоки, фольги, древесины. Значительное место занимают техническое творчество и конструирование, которые призваны расширить знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использовании в народном хозяйстве. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

         В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь ручными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя во время бесед теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счёт технической терминологией происходит расширение словарного запаса.

         Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядным пособием, подарком детскому саду, младшим школьникам, оформлением рабочей комнаты и т.п. Немаловажное значение имеет игровое начало в обучении. Из макетов различных сооружений можно построить небольшой район города, модели машин, используя их при изучении Правил дорожного движения. Игры должны носить целенаправленный, развивающий характер. Они бесконечно многообразны, и в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход.

         Конструирование – это сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учётом возрастных особенностей учащихся. В процессе конструирования не следует ставить жёсткие требования непременно следовать данному чертежу, техническому рисунку. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в её конструкцию что-то своё. Пусть ребята пофантазируют, ощутят радость познания, радость труда. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство».

         Значительные затруднения в практической работе учителей младших классов вызывает выбор объекта. Что моделировать и конструировать? Казалось бы, затруднений здесь не должно быть. Нас окружает очень много предметов, строений, машин. Поэтому речь должна идти не о том, что делать, а о том как делать. В предложенном пособии даны поделки, которые можно выполнить из бумаги и картона и различных дополнительных материалов.

         Игрушка для детей представляет большой интерес, так как через неё они познают окружающий мир.

         Техническое моделирование – создание различных технических объектов. Изготавливая модели старых машин, дети сравнивают их с современными конструкциями, знакомятся с историей развития техники, а в конечном итоге с историей нашей Родины. Поэтому важен не столько сам объект, а методическая основа, на которой строятся занятия. Изготовление конкретной поделки является лишь средством реализации поставленных целей.

         В пособии имеются основные сведения о машинах, механизмах, строительных сооружениях, исторические справки о них, данная классификация и методика выполнения практических работ, раскрыты понятия конструирования и моделирования. Все теоретические сведения и практические работы в небольшие разделы каждый из которых содержит справочный материал по конкретной группе объектов.

         Практическая часть включает работы разной степени сложности, что позволяет использовать их в течение всего учебного года. Особенно следует обратить внимание на выбор объекта труда для детей шестилетнего возраста. Они выполняют простейшие поделки способом аппликации, составляют силуэтные модели из геометрических фигур, делают несложные объёмные игрушки.

         Почти в каждом описании предлагаемой поделки перед практическим заданием указан ориентировочный цвет материала, необходимый для работы. Эти советы желательно соблюдать, особенно в тех случаях, когда действительная машина имеет традиционную окраску (например, все дорожные машины лучше выполнять из жёлтой или оранжевой бумаги). Если в наличии нет бумаги нужного цвета, можно использовать белую с дальнейшей соответствующей отделкой.

         Качество изделий во многом зависит от того, насколько правильно дети производят разметку. Это очень важный этап работы. Учащиеся, как правило, не придают должного значения разметке, торопятся скорее сделать само изделие, и в конечном счёте получается брак, что вызывает разочарование, неуверенность в собственных силах. Поэтому графические навыки следует вырабатывать постоянно. На начальных этапах обучения предлагаются наиболее простые плоские модели, изделия, изготавливаемые по шаблону, затем конструкции постепенно усложняются, соответственно усложняется и графическая работа.      

 

Значение технического моделирования и конструирования.

         Всестороннее и гармоничное развитие личности невозможно без знаний современной техники. Особое значение имеют внеклассные и внешкольные занятия, которые расширяют кругозор детей, воспитывают интерес к техническому творчеству, технике.

         Дети повсюду встречают различные машины, механизмы, сооружения, в своих играх они стараются отразить окружающий мир. При изготовлении простейший технических игрушек из пластилина, бумаги, картона, фольги, фанеры, разных материалов необходимо практическую деятельность ребёнка направлять на создание тех объектов, которые они видят вокруг себя. Ребята с удовольствием строят дома из сырого песка, играют в «шофёра», «лётчика», «танкиста», «строителя» и т.п. Эти игры имеют большой педагогический смысл и бесконечно многообразны.

         Конструкторская деятельность ребёнка начинается задолго до школы. Малыши могут назвать такие машины, как танк, автомобиль, самолёт, вертолёт, корабль, велосипед, мотоцикл, нарисовать их, передать форму, цвет, сделать простейшие модели из полуфабрикатов, готовых деталей, развёрток, которые встречаются в детских книжках, вылепить из пластилина.

         Особенно неуемна фантазия детей в конструировании. Из пустых спичечных коробков, использованных катушек, стержней, пуговиц, камешков и других подручных материалов они создают хитроумные сооружения, конструкции, называя их машинами.

         В школе трудовая деятельность детей приобретает систематический, целенаправленный характер и является средством трудового воспитания. Конструкторская работа, наряду с другими видами, служит основой физического, умственного и эстетического развития учащихся. На начальных этапах обучения, когда дети ещё не знают графической грамоты, они могут выполнять из бумаги работы способом сгибания и складывания (например, лодочку, домик), аппликационным способом из вырезанных по шаблону деталей (например, ракету, автомашину), составить модели из готовых форм, геометрических фигур.

         В процессе обработки различных материалов (при резании бумаги, картона, лепке из пластилина) дети прилагают определённые усилия, что способствует укреплению мышц пальцев рук, отработке координации движений, общему физическому развитию. Продолжительность занятия зависит от возраста детей и длиться от 20 мин. (для детей 6 лет) до 80-90 мин. (для детей 9-10 лет).

         Неоценимая роль моделирования и конструирования в умственном развитии детей. Изготавливая то или иное техническое изделие, учащиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и назначением, использованием в народном хозяйстве, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки.

         Детские работы не всегда безупречны с точки зрения качества исполнения, но похвально стремление детей выполнить изделие как можно лучше. Моделируя, учащиеся определяют форму машины, конструкции, сооружения, цвет, в который они окрашены, композиционное расположение отдельных частей. Дети сами выполняют отделку изделий красками, цветными карандашами, способом аппликации из цветной бумаги. Таким образом происходит эстетическое развитие учащихся.

         Конструирование и моделирование имеют не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Учащиеся знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины.

         Во время работы дети интересуются производственным окружением. Машины и механизмы они видят ежедневно практически на каждом шагу. Это трамваи, троллейбусы, автобусы, поезда, метро, эскалаторы, лифты, легковые и грузовые автомобили, подъёмные краны и т.п. Всей этой техникой управляют люди. На занятиях желательно рассказать детям о тех предприятиях, трамвайно-троллейбусных парках, депо, гаражах, машинно-тракторных станциях, которые есть в городе, посёлке, селе, познакомить с основными профессиями, людьми труда.

 

Понятие о машине

         Чтобы дети имели целостное представление об изготавливаемом объекте, необходимо познакомить их основными понятиями и терминами, которыми будет пользоваться учитель в процессе изложения материала, дать краткую историческую справку, техническую характеристику машины, механизма, строительного или другого сооружения, объяснить их устройство и назначение.

         Младшие школьники имеют лишь общее представление о машине как едином комплексе. Часто они думают, что ту или иную машину сконструировали и сделали в определённое время вне исторической связи с другими временами. Однако это не так. Создание новой машины невозможно без использования изобретений, сделанных ранее, без опыта многих поколений, притом различных народов.

Ещё в глубокой древности люди задумались над тем, как можно облегчить свой труд. Были изобретены различные приспособления для поднятия и перемещения грузов. Одним из величайших изобретений человечества было колесо (оно известно с середины 4 тыс. до н.э.). второй значительной деталью была ось. На их основе были созданы простейшие подъёмные устройства, средства передвижения и другие приспособления, облегчающие труд человека. Так появились колесницы, гончарный круг.

         Со временем приспособления усложнялись, добавлялись новые детали, появились сложные устройства. Но колесо служит человечеству уже несколько тысячелетий и является неотъемлемой деталью всех современных машин. Поэтому рассматривать изобретение любой машины необходимо в историческом аспекте как длительный процесс.

         На протяжении столетий основной движущей силой, приводящей в действие устройства и приспособления, являлись животные (лошадь, верблюд, осёл, слон) и мускульная сила человеческих рук. Нужен был двигатель. Люди стали задумываться, нельзя ли для выполнения полезной работы использовать силу ветра и воды. Так появился парус, который используется до сих пор. Ветряные мельницы служили человечеству практически до 20 века, некоторые из них сохранились и до наших дней. Но и сейчас инженеров не покидает мысль об использовании силы ветра для получения электрической энергии, и такие электростанции существуют.

         Громаднейший энергетический запас несёт в себе вода, вернее, её движение. Поэтому на протяжении многих веков человек использовал силу падающей или текущей воды. Она вращала мельничные жернова. Водяное колесо – первый в истории человечества двигатель, который использовался ещё в Древнем Египте, Индии, Китае. В принципе своей и сейчас оно вращает гигантские турбины гидроэлектростанций, так как в основе Трубины гидроэлектростанций, лежит водяное колесо.

         Задумывался человек и о том, нельзя ли впрячь в телегу ветер. Были и такие попытки – создать сухопутный ветряк, правда, успеха они не имели. Но мысль о создании самодвижущихся повозок (автомобилей, как мы сейчас говорим), приспособлений, выполняющих какую-либо полезную работу (собственно, машин в современном понятии), не покидала людей.

         Были проекты, основанные на пружинном механизме по типу современных детских игрушек. Такие проекты, в частности, предлагал великий художник и учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Следует отметить, что он оставил громадное научное наследие по различным отраслям зданий – около 7 тыс. рукописных листов, среди которых есть чертежи и схемы множества механизмов – вертолёта, велосипеда, землечерпалки и др. Некоторые из них нашли практическое применение ещё при жизни учёного. Но всё же основным «двигателем» оставалась мускульная сила человека. Уровень развития науки и техники не позволял создать эту главную часть машины.

         Среди множества стран, появились и такие, в которых в качестве механизма, дающего возможность передвигаться лёгким повозкам, были педали. Так началось изобретение велосипеда. Эта хорошо известна всем простейшая машина долгий путь усовершенствования. Вначале велосипед был четырёхколёсным. Такие повозки-самокаты разработали независимо друг от друга немецкий изобретатель Г. Гантшель (1649 г.) и русский крестьянин Л. Шамшуренков (1752 г.). двухколёсный велосипед был построен впервые в России крепостным мастером Е.А. Артамоновым. К концу 19 века велосипед приобретёт цепную передачу. Первый советский велосипед был выпущен в 1924 г.

         Педали использовались и в других приспособлениях и машинах, некоторые из которых дошли до наших времён, например точильные станки, швейные машины. Русский механик И.П. Кулибин изобрёл и построил в 1791 г. довольно сложную по тому времени педальную «самокатку», развивающую скорость до 30 км/ч.

         Но настоящее развитие машина получила лишь после изобретения двигателя, использующего тепловую энергию топлива, во второй половине 18 века. Первый универсальный паровой двигатель в мире построил талантливый русский изобретатель И.И. Ползунов в 1765 г. В дальнейшем это изобретение усовершенствовалось многими инженерами в различных странах и нашло широчайшее применение в народном хозяйстве. Сила пара приводила в действие различные машины. Совсем ещё недавно по железным дорогам мира перевозили грузы паровозы, по рекам и морским просторам плавали пароходы.

         Одним из значительных изобретений был двигатель внутреннего сгорания (ДВС), давший, в частности, жизнь автомобилю. История этого изобретения уходит к началу 19 века, но пригодный для использования двигатель был построен только во второй половине прошлого столетия. Связано это изобретение со многими именами. Первый ДВС был сконструирован в 1860 г. французом Э. Ленуаром. В 1876 г. Н. Отто в Германии создал более совершенный двигатель. Первый ДВС в России был сконструирован и построен О.С. Костовичем в 1882-1884 гг. В 1897 г. немецкий инженер Р. Дизель создал двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, работающий на дешёвом нефтяном топливе.

         В настоящее время двигатель типа дизель (назван по фамилии автора) находит широкое применение на грузовых автомобилях, автобусах, судах, кораблях. Это перспективный двигатель, который постоянно совершенствуется инженерами. Двигатели внутреннего сгорания работают на жидком топливе – нефтепродуктах (бензине, солярке).

         Машиной принято называть устройство, которое преобразует один вид энергии в другой, совершает механические движения и выполняет полезную работу. Машины созданы человеком и предназначены облегчить его труд. Они могут выполнять механические функции, т.е. поднимать и перемещать на определённое расстояние грузы, обрабатывать сырьё и материалы, приводить в действие другие механизмы, а также интеллектуальные – делать различные вычислительные операции, обрабатывать информацию.

         В зависимости от назначения машины делятся какую-либо энергию в механическую работу (это непосредственно двигатели); рабочие, выполняющие различные операции, они подразделяются на технологические (станки на фабриках, заводах) и транспортные (самолёты, автомобили, водный и железнодорожный транспорт); информационные, предназначенные для обработки информации (ЭВМ).

         Машины могут быть простыми, относительно несложными по устройству, иметь незначительное количество деталей, например такие, как велосипед, бытовые машины, и представлять собой сложнейшее сооружение, например шагающий экскаватор. В каждом из видов есть большое количество различных машин, соответственно двигателей, станков, оборудования, судов и кораблей, сельскохозяйственных, строительных, бытовых, электронно-вычислительных машин.

         Все механизмы и машины состоят из отдельных деталей. Несколько деталей, соединённых вместе, называются сборочной единицей. Есть детали общего назначения, которые встречаются во многих машинах. К ним относят гайки, болты, винты, подшипники и др. Детали специального назначения встречаются лишь в некоторых машинах, например педаль велосипеда, судовой якорь. Соединения деталей могут быть разъёмные (резьбовые, шлицевые, шпоночные) и неразъёмные (заклёпочные, сварочные). Вращающиеся детали крепят на валах и осях. Их отличие заключается в том, что вал всегда вращается вместе с деталью и передаёт ей вращение, ось служит для поддержания деталей и может быть неподвижной и вращающейся. Валы и оси поддерживаются на подшипниках.

         Знания основных деталей учащимися необходимы, так как они будут пользоваться ими в своей практической работе. Поэтому перед занятиями учитель, руководитель кружка сообщают о них, рассказывают об их назначении и применении. Особенно важно это, когда дети работают с техническим или электротехническим конструктором. Здесь учащиеся используют различные детали, поэтому они должны хорошо знать гайку, винт, ось и др. В этой работе они встречают разные способы соединения деталей в единое целое.

         Из набора стандартных деталей конструктора, других материалов школьники создают действующие и недействующие модели, где в упрощённом виде получается общая конструкция технических объектов. Таким образом учащиеся получают первоначальные сведения об устройстве машинной техники, которые подкрепляются общетеоретическими знаниями, краткой исторической справкой, технической характеристикой.

 

Модель и моделирование

         Роль технического творчества для всестороннего развития учащихся очень велика. Мы живём в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Младшие школьники уже знают марки многих автомобилей, самолётов, танков, кораблей. Они пользуются трамваем, автобусом, троллейбусом, лифтом и другими машинами.

         Мир техники очень велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действительности. Значение технического творчества трудно переоценить. С этой целью в нашей стране создана система внешкольных учреждений, где дети занимаются в различных кружках по интересам, расширяют сведения по техническому моделированию, конструированию и макетированию.

         Модель – слово многообразное, используется в различных отраслях знаний, производстве, технике. Под моделью в широком смысле подразумевают устройство, которое воспроизводит действительный объект (в большинстве случаев в уменьшённом виде) в научных, практических или спортивных целях.

         В проектировании моделью называют изделие, являющееся трёхмерным упрощённым изображением предмета в установленном масштабе. Модель является составной частью макета.

         Учебная модель служит наглядным средством в работе с учащимися и является пособием, которое воспроизводит объект или его части в трёхмерном измерении. Модели могут полностью, во всех деталях воспроизводить объекты и передавать лишь общее сходство с ними. В первом случае модель является копией, во втором – стилизованной моделью. Сюда относят контурные (силуэтные) модели. Этот принцип моделирования соблюдают и на более высоком уровне обучения, например при вырезании из фанеры контурных моделей судов, кораблей, автомобилей. В проектировании изделие являющееся двухмерным изображением предмета в упрощённом виде, называют темплетом.

         Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объёмное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетов обычно называют модели построек, ансамбля города. Модель, который в точности, во всех деталях передаёт оригинал, называется моделью. В проектировании макетом изделие, которое собирается из темплетов или моделей.

         Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей. Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется в школьной практике и является ведущим в работе.

         Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого вначале нужно объяснить ход создания моделей.

Немаловажное значение в моделировании имеет умение подобрать нужный материал. Иногда кажется, что выбранный объект легко выполнить, допустим, из бумаги, но в процессе работы выясняется, что этому материалу трудно придать нужную форму. Например, модель корабля легче выполнить из пенопласта с применением дополнительных материалов и, наоборот, упрощённую лодочку лучше изготовить из бумаги.

 

Конструирование

         Техническое конструирование – создание различных технических объектов. Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

Условно конструирование можно разделить на следующие этапы:

Первый этап – выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия. Здесь решается ряд важных проблем: уточнение класса машин, их особенности, конструктивное построение основных узлов и т.п. например, учитель сообщает, что на занятии дети будут конструировать из спичечных коробков грузовой автомобиль. Вначале у учащихся должен возникнуть образ этой машины. Она имеет кузов в виде коробочки, кабину, капот, раму, колёса и т.п.

Второй этап – определение путей решения технической задачи, разработка технологической документации. Дети выполняют эскиз конструкции, определяют форму, размеры, взаимное расположение отдельных деталей, форму, размеры, взаимное расположение отдельных деталей, частей, учитывая возможность изготовления, доступность и другие особенности. На основные эскиза выполняют чертёж.

Третий этап – исполнение намеченного плана. Здесь учащиеся самостоятельно подбирают необходимые материалы, инструменты и выполняют практическую работу по подготовленной технологической документации – чертежу, эскизу, техническому рисунку, т.е. воплощают в реальность мысленный образ, возникший в начале работы.

 

 

Пояснительная записка

         Настоящая программа разработана в соответствии с программой технического моделирования работы преподавателя Таттинской гимназии Мегиной П.Д., где предусматриваются расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к техническому моделированию.

         Учтены знания и умения учащихся 5-7 классов, которые они получают на уроках черчения, геометрии, математики, физики, рисования. В старших 8-10 классах учащиеся занимаются на занятиях технического моделирования индивидуально-творческой работой используя знания и умения полученные в младших классах.

         Занятие «Технического моделирования», в основном, имеет практическую направленность. Он знакомит учащихся с технической терминологией, различными техническими профессиями, призван содействовать подготовке кадров для инженерно-конструкторских профессий.

 
Цель программы:

 
«Техническое творчество» ставит следующие задачи:

  1. Осуществлять идейно-политическое, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание учащихся 5-10 классов.
  2. Развивать политехнические представления и расширять политехнический кругозор учащихся.
  3. Продолжать формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка, эскиза, чертежа).
  4. Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов.
  5. Формировать потребность в чтении графического изображения в процессе изготовления изделий.
  6. Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности рационализатора.
  7. Знакомить учащихся с простейшими элементами художественного конструирования и оформления изделий, развивать у них художественный вкус.

 

 

Техническое творчество

Изготовление моделей из бумаги (из формата А4) и картона.

         Бумага и картон – самые распространённые и доступные в обработке материалы. В процессе работы с ними учащиеся получают представление об их производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей.

         Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов осуществляется в процессе изготовления изделий. С начальной школы учащимся известны приёмы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В средней группе учащиеся расширяют знания и осваивают умение по разметке деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с помощью измерительных инструментов, приёмы резания картона ножом, ножницами, различные способы оформления изделий окрашиванием, с использованием других видов материалов.

         Бумага и картон – материалы, при работе с которыми закладываются основы графической грамотности. Учащиеся получают общее представление о техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и выполнять по ним развёртку предмета.

         В основу предложенной программы по обработке бумаги и картона положена определённая последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Учащиеся изготавливают следующие виды изделий: различные геометрические тела, макеты домов, и мебели, судна, летательные аппараты, модели автотранспорта, сельскохозяйственные машины, технические детали, модели многогранников и т.д.

         Развитию технического мышления учащихся способствует включение в различные этапы урока наблюдений с последующим обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного учителем изделия или его конструкций с последующим внесением изменений в технологический процесс.

         Данная программа может быть расширена по усмотрению учителя за счёт времени, отведённого на дополнительные виды работ.

 Отличительная особенность программы: программа личностно-ориентированная, т.е. срок реализации курса обучения зависит от индивидуальных творческих способностей детей.

Типы занятий: занятие-упражнение, занятие-беседа, занятие-творчество.

Ожидаемые результаты: Профессионально-ориентированная творческая личность с развитой индивидуальностью, широкими духовными интересами и запросами, способная понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями своих работ (проектов).

Подведение итогов работы:

Занятие «Техническое творчество» предусматривает в 5-6 классах по 3 часа,  7-10 классов 6 часов в неделю на протяжении всего учебного года. Для удобства планирования работы и систематизации учебного материала программа делится на разделы и группам, где теоретические и практические работы построены по принципу постепенного усложнения в соответствии с возрастным особенностями детей.

 

Краткое содержание разделов.

Раздел I. Работа с бумагой и фольгой.

Раздел знакомит с:

 
Раздел II. Развёртки простых геометрических тел.

Раздел знакомит с:

 

Раздел III. Макеты строительных сооружений.

Раздел знакомит с:

 

Раздел IV. Модели конструкций мебели.

Раздел знакомит с:

 

Раздел V. Авиамоделирование.

Раздел знакомит с:

 

Раздел VI. Судомоделизм.

Раздел знакомит с:

 

Раздел VII. Трафарет.

Раздел знакомит с:

 

 Раздел VIII. Автомоделирование.

Раздел знакомит с:

 

Раздел IX. Модели тракторов.

Раздел знакомит с:

 

Раздел X. Модели железнодорожного транспорта.

Раздел знакомит с:

 
Раздел XI. Модели сложных геометрических тел.

Раздел знакомит с:

 

Раздел XII. Проект архитектурных сооружений.

Раздел знакомит с:

 

Раздел XIII. Модели технических предметов.

Раздел знакомит с:

 

Раздел XIV. Модели правильных многогранников.

Раздел знакомит с:

 

Раздел XV. Выполнение творческой, индивидуальной модели.

Раздел знакомит с:

 

1 группа.

Примерный тематический план.


Тема занятия

Кол-во часов

Что должен знать и уметь  
Что должен сделать

1

Вводное занятие.

1

Анализ выполненных работ в прошлом году.

2

Работа с бумагой и фольгой.

16

Общее понятие о производстве бумаги, картона и фольги, их сортах, свойствах, применении.

3

Развёртки простых геометрических тел.           

17

Первоначальное понятие о простейших геометрических телах. Элементарные понятия о чертежах, развёртках, выкройках геометрических тел.           

4

Макеты строительных сооружений

17

Значение новых конструкций сооружений. Понятие о макетах.

5

Модели конструкций мебели.

16

Значение новых конструкций мебели в жизни людей. Основные характеристики новых конструкций мебели.

6

Авиамоделирование.

17

Овладения авиационной техникой. Авиация и её значение в народном хозяйстве.     

7

Судомоделирование.

17

Первоначальные сведения из истории судостроения, мореплавания, ознакомление в общих чертах с физическими основами плавания судов, с принципами их устройства и действия.

8

Заключительное занятие.

1

Подведение итогов работы за учебный год. Анализ работы в этом году. План на будущее.
Выставка и просмотр выполненных работ.

Итого:

102 час.

           
 
I. Вводное занятие (1 ч.).

Значение техники в жизни людей. Порядок и содержание уроков по техническому моделированию. Показ образцов моделей и макетов, выполненных учащимися в прошлом учебном году.

Инструменты, материалы и принадлежности, применяемые при выполнении работ по техническому моделированию.

 
II. Работа с бумагой и фольгой (16 ч.).

Практическая работа. Изготовление из фольги и ватмана розету в квадрате и розету в круге. Приёмы деления окружности на 3, 6, 8 равных частей.

 
III. Развёртки геометрических тел (17 ч.).

Практическая работа. Изготовление моделей геометрических тел из плотной чертёжной бумаги формата А4.

  1. Развёртка куба 60х60х60.
  2. Развёртка параллелепипеда по размерам 80х60х30.
  3. Развёртка треугольной призмы 80х60х60.
  4. Развёртка правильной шестиугольной призмы 50х40. диаметр основания – 60.
  5. Развёртка правильной 4-х угольной пирамиды. Высота – 60, основание – 60.
  6. Развёртка цилиндра. Высота – 80. диаметр основания – 60.

 

 
IV. Макеты строительных сооружений (17 ч.).

Практическая работа.

  1. Макет дома, который состоит из сложных геометрических тел.
  2. Макет радиомаяка, которая состоит минимум из 6 геометрических тел.
  3. Макет морских маяков.
  4. Макеты архитектурных сооружений имеющие форму пирамиды.
  5. Макеты архитектурных сооружений из сложной формы (дворцы, спортивные стадионы, административные здания, здания культуры, здания образования, промышленные объекты и т.д.).

 
V. Модели конструкций мебели (16 ч.).

Практическая работа.

1.     Модель табуретки состоит: развёртки корпуса, крышки в виде параллелепипеда.
2.     Модель конструкции стола.
3.     Модель конструкции дивана состоит: развёртки дивана и подлокотника (2 дет.)
4.     Модель конструкции кресла – развёртка кресла и подлокотника (2 дет.)
5.     Модель конструкции шкафа – развёртка в виде параллелепипеда с дверцами.

 
VI. Авиамоделирование (17 ч.).

Бумага в воздухе.
Летательные аппараты свободного полёта.
Упрощённые модели самолётов.

Практическая работа.

  1. Модели планеров различной конструкции из формата А4.
  2. Упрощённая модель учебно-тренировочного самолёта УТ-2.
  3. Упрощённая модель истребителя МИГ.
  4. Упрощённая модель самолёта ЯК-42.

 
VII. Судомоделирование (17 ч.).
Для моделирования используют плотную бумагу: ватман или картон.

Практическая работа.

  1. Модель лодки с парусом – корпус, мачта, парус.
  2. Модель лодки из сложенного листа.
  3. Модель самоходной баржи.
  4. Модель ладьи – древнейшего плавательного средства.
  5. Модель лодки с треугольным дном.

 
VIII. Заключительное занятие (1 ч.).

Подведение итогов работы за учебный год. Выставка и просмотр выполненных учащимися моделей.

Рекомендации по работе во время летних каникул: самостоятельное изготовление макетов зданий, моделей конструкций мебели, моделей самолётов и планеров, моделей лодок и судов.

 
2 группа.

Примерный тематический план


Тема занятия

Кол-во часов

Что должен знать и уметь
Что должен сделать

1

Вводное занятие.

1

Значение авиации, автотранспорта, железнодорожного транспорта в народном хозяйстве республики, государства.

2

Трафарет.

10

Назначение трафаретов в техническом моделировании и в техническом дизайне. Инструменты и материалы при изготовлении трафаретов. Трафареты шрифтовые, трафареты с геометрическим орнаментом.

3

Авиамоделирование. Модели самолётов. Модели вертолётов, ракет.

10

Авиация и её значение в народном хозяйстве. Основы части самолёта, использование в современной авиации.

4

Автомоделирование. Легковые автомобили, автобусы. Грузовые и специальные автомобили.

10

Общее представление об автотранспорте, его видах и значении.

5

Модели тракторов. Колёсные и гусеничные тракторы.

10

Назначение тракторов. Сельскохозяйственные и промышленные. Упрощённые модели колёсного и гусеничного тракторов.

6

Модели железнодорожного транспорта. Паровозы, тепловозы и электровозы.

10

Значение железнодорожного транспорта в жизни людей. Пассажирский и грузовой железнодорожный транспорт. Подвижной состав, сборка и монтаж выполненных деталей.

7

Модели сложных геометрических тел.

10

Общие сведения о сложных геометрических телах и построении их развёрток.

8

Проект архитектурных сооружений.

10

Общие сведения о архитектурных сооружениях. Понятие о профессии архитектора. Современная архитектура нашей республики.

9

Модели технических предметов. Творческие задачи.

8

Общие понятия о технических предметах и их назначении. Выполнение макетов технических предметов. Творческие задачи, развивающие общую готовность учащихся к проектной деятельности.

10

Модели правильных многогранников.

8

Первоначальное сведения о правильных многогранниках.
Тетраэдр 4 уголь-х граней.
Гексаэдр 6-4
Октаэдр 8 3-х уголь-х граней
Додекаэдр 12 уголь-х граней
Икосаэдр из 20-ти уголь-х граней.

11

Выполнение творческой, индивидуальной модели.

14

Общие сведения о творческой, индивидуальной работе учащихся. Разработка и изготовление творческих, индивидуальных макетов, моделей из ватмана и тонкого картона.

12

Заключительное занятие

1

Подведение итогов учебного года. Просмотр и анализ индивидуальной творческой работы, проекта.         
Выставление своих работ на выставку.

Итого:

102     

             
 
I. Вводное занятие (1 ч.).

Значение авиации, автотранспорта, железнодорожного транспорта в народном хозяйстве республики, государства.

Пути ускорения научно-технического прогресса на авиации и автотранспорте.

Переход на новые конструкции транспорта как решение ряда экономических и экологических задач.

Цель, задачи и содержание предстоящей работы в учебном году. Демонстрация моделей, ранее выполненных учащимися.

 

II. Трафареты (10 ч.).

Практическая работа.

III. Авиамоделирование (10 ч.).

Авиация и её значение в народном хозяйстве. Цель задача и содержание работ на авиамоделировании. Демонстрация моделей самолётов, вертолётов и ракет, выполненных учащимися в предыдущие учебные годы.

Основные части самолёта фюзеляж, крылья горизонтальное и вертикальное оперение, на котором расположены рули.

Использование вертолётов в современной авиации. Основные части вертолёта: корпус с хвостовой балкой, несущий винт, рулевой винт, шасси.

Ракеты – самая молодая и самая современная техника. Основные части ракеты: корпус, головка, крылья, стабилизаторы, элероны, сойло.

Практическая работа.

 

IV. Автомоделирование (10 ч.).

Практическая работа.

1.     Упрощённая модель трактора «Беларусь».
2.     Упрощённая модель легкового автомобиля марки ВАЗ-2121 «Нива».
3.     Упрощённая модель микроавтобуса.
4.     Упрощённая модель автобуса типа «Икарус».
5.     Упрощённая модель грузовика «КАМАЗ».
6.     Упрощённая модель самосвала «КАМАЗ».
7.     Упрощённая модель автотягача «МАЗ».

V. Модели тракторов (10 ч.).

Практическая работа.

 

VI.  Модели железнодорожного транспорта (10 ч.).

Практическая работа.

1.     Упрощённая модель паровоза.
2.     Упрощённая модель тепловоза.
3.     Упрощённая модель электровоза.
4.     Модель вагонов пассажирских, грузовых.
5.     Модель платформы – вагон с низкими бортами.
6.     Модель цистерны – резервуар в виде большого цилиндра.
 

VII. Модели сложных геометрических тел (10 ч.).

Практическая работа.

 
VIII. Макеты архитектурных сооружений (10 ч.).

Практическая работа.

 

IX. Макеты технических предметов. Творческие задачи (8 ч.).

Практическая работа.

 

 X. Модели правильных многогранников (8 ч.).

Практическая работа.

 
XI. Выполнение творческой, индивидуальной работы (14 ч.).

Практическая работа

 
XII. Заключительное занятие (1 ч.).

Подведение итогов учебного года. Выставка и просмотр выполненных учащимися моделей самолётов, вертолётов, автомобилей, тракторов и железнодорожного транспорта.

Советы по изготовлению изделий, моделей летом дома.

 
3 группа.

Примерный тематический план


Тема занятия

Кол-во часов

Что должен знать и уметь
Что должен сделать

1

Вводное занятие.

1

Смотр и анализ изделий изготовленных ранее в прошлые годы.

2

Проектировка архитектурных зданий. Макеты из бумаги и выполнение из пенопласта.

21

Умение проектировать на бумаге, точное выполнение всей работы и разных материалов.

3

Авиамоделирование. Вставка электромоторов.

30

Виды и назначения самолётов в жизни людей. Конструкция и основные характеристики авиатехники.

4

Судомоделирование. Вставка электромоторов.

30

Основы, принципы устройств и их назначение. Первоначальное сведение из истории развития современного судостроения.

5

Выполнение индивидуального творческого проекта.

30

Разработка и выполнение творческого проекта каждого учащегося из различного материала.

6

Автомоделирование. Вставка электромоторов.

20

Основные сведения об автотранспорте, его видах и назначении.

7

Выполнение шаблонов.

12

Выполнение по применению в дальнейшей работе. Способы, инструменты использующиеся в выполнении шаблонов.

8

Модели грузопассажирского транспорта.

20

Виды транспорта и значение в деятельности людей. Монтаж всей конструкции в целом.

9

Тракторы колёсные и гусеничные. Модели военной техники.

20

Сходство военной техники с сельскохозяйственными машинами. Конструкцию тракторов. Классификация и предназначение техники.

10

Оформление стендов и плакатов.

17

Правильное оформление стендов и рисование плакатов.

11

Защита проекта.

2

Уметь защищать свою работу по своему проекту.

12

Заключительное занятие.

1

Подведение итогов.
Самоанализ выполненных работ в этом году. Планы на будущее.      
Показ выставки.

Итого:

204

 

I. Вводное занятие (1 ч.).

Значение архитектурных сооружений в развитии республики. Оформление стендов и плакатов. Как защищать свою работу. Пути ускорения научно-технического прогресса на авиации и автотранспорте.

Переход на новые конструкции транспорта как решение ряда экономических и экологических задач.

Цель, задачи и содержание предстоящей работы в учебном году. Демонстрация моделей, ранее выполненных учащимися.

 
II. Проектировка архитектурных зданий (21 ч.).

Макеты из бумаги и выполнение из твёрдого пенопласта.

Практическая работа.

  1. Макет пирамиды, который состоит из сложных геометрических тел.
  2. Макет телевизионной башни, которая состоит минимум из 6 геометрических тел.
  3. Макет морских портов, причалов.
  4. Макеты архитектурных сооружений круглой.
  5. Макеты архитектурных сооружений из сложной формы (дворцы, спортивные стадионы, административные здания, здания культуры, здания образования, промышленные объекты и т.д.).

III. Авиамоделирование. Вставка электромоторов (30 ч.).

Авиация и её значение в народном хозяйстве. Цель задача и содержание работ на авиамоделировании. Демонстрация моделей самолётов, вертолётов и ракет, выполненных учащимися в предыдущие учебные годы.

Основные части самолёта фюзеляж, крылья горизонтальное и вертикальное оперение, на котором расположены рули.

Использование вертолётов в современной авиации. Основные части вертолёта: корпус с хвостовой балкой, несущий винт, рулевой винт, шасси.

Ракеты – самая молодая и самая современная техника. Основные части ракеты: корпус, головка, крылья, стабилизаторы, элероны, сойло.

Практическая работа.

  1. Модель истребителя МиГ.
  2. Модель самолёта Як-42.
  3. Модели современных конструкций самолётов.
  4. Упрощённая модель вертолёта.
  5. Модель вертолёта Ми-4.
  6. Модели вертолётов «Пчёлка», «Ромашка», «Крылатка», «Спираль», «Тихоход», модели «Вертушек».
  7. Упрощённая модель вертолёта «Малыш».
  8. Моделирование из бумаги простейших стартовых ракет.
  9. Модели космических спутников.
  10. Модели космоходов, луноходов и т.д.
  11. Модели космических станций, межгалактических кораблей.
  12. Модели военно-стратегических ракет, баллистических ракет, зенитных ракет.

 

IV.      Судомоделирование (30 ч.).
Для моделирования используют фольгу. Вставка электромоторов.

Практическая работа.

  1. Модель самоходной баржи.
  2. Модель катера.
  3. Модель моторной лодки.
  4. Модель атомной лодки.
  5. Модель подводной лодки.

 
V. Выполнение индивидуального творческого проекта (30 ч.).

  1. Практическая работа
  2. Макеты промышленных предметов.
  3. Модели автомобилей (спортивные, военные, специальные, грузовые и.т.д.)
  4. Модели самолетов, вертолетов, ракет.
  5. Макеты общественных и жилых зданий.
  6. Проекты комплексов отдыха и детских игровых площадок.
  7. Макеты усадьбы с каналами для водостока.

 

VI. Автомоделирование. Вставка электромоторов (20 ч.).

Практическая работа.

  1. Модель трактора «Беларусь».
  2. Модель легкового автомобиля марки ВАЗ-2121 «Нива».
  3. Модель микроавтобуса.
  4. Модель автобуса типа «Икарус».
  5. Модель грузовика «КАМАЗ».
  6. Модель самосвала «КАМАЗ».
  7. Модель автотягача «МАЗ».

 
VII.   Выполнение шаблонов (12 ч.).

Назначение шаблонов в конструировании. Применение в строительных работах. Выполнение шаблонов из бумаги и других материалов.

 
VIII.Модели грузопассажирского транспорта (20 ч.).

Практическая работа.

  1. Модель паровоза.
  2. Модель тепловоза.
  3. Модель электровоза.
  4. Модель вагонов пассажирских, грузовых.
  5. Модель платформы – вагон с низкими бортами.
  6. Модель цистерны – резервуар в виде большого цилиндра.

 
IX. Тракторы колёсные и гусеничные. Модели военной техники (20 ч.).

Практическая работа.

  1. Модель трактора «Беларусь».
  2. Модель трактора типа К-ТОО «Кировец».
  3. Модель трактора типа Т-25 «Владимировец».
  4. Модель гусеничного трактора.
  5. Модель трелёвочного трактора.
  6. Модель танка Т-24.
  7. Модель катюши.

 
X. Оформление стендов и плакатов (17 ч.).

Правильное выполнение стендов и черчение эскизов в формате А3. Чтение чертежей.
 

XI.      Защита проекта (2 ч.).

Чёткое выражение своей идеи при защите проекта за определённое время.

 

XII.   Заключительное занятие (1 ч.).

Показ выставки своих работ. Анализировать свою работу и найти недостатки. Дальнейшие планы в следующем году. Работа на летние каникулы.

Практическая работа.

 

4 группа.

Примерный тематический план


Тема занятия

Кол-во часов

Что должен знать и уметь
Что должен сделать

1

Вводное занятие.

1

Анализ работ сделанных в прошлом году.

2

Построение сложных геометрических тел из твёрдого материала.

33

Чёткое построение геометрических тел по эскизу. Выполнить работу из различных видов материала.

3

Макет комплекса архитектурных сооружений.

64

Умение выполнять из любого материала архитектурных зданий. Роль архитектора в строительстве зданий. Архитектура в нашей республике.

4

Творческие задачи.

34

О понятиях технических предметах и их назначении. Выполнение макетов технических предметов. Работа учащихся в творческой проектной деятельности.

5

Проектирование индивидуального творческого проекта. Выполнение работ.

34

Самовыражение путём реализации умений и навыков в творческой индивидуальной работе.

6

Оформление стенда и плаката.

34

Эстетическое выполнение стенда и плаката по своей индивидуальной работе (проекту).

7

Защита доклада (проекта).

3

Чёткое выражение своей идеи.     
Использовать свою работу как наглядное пособие.

8

Заключительное занятие.

1

Самоанализ выполненных работ.
Показать свою работу на школьной выставке технического творчества.

Итого:

204

           

I. Вводное занятие (1 ч.).

Повторение о понятиях макет, архитектурные сооружения, решение творческих задач.

Цель, задачи и содержание предстоящей работы в учебном году. Демонстрация моделей, ранее выполненных учащимися.

 
II. Построение сложных геометрических тел из твёрдого материала (33 ч.).

Практическая работа.

  1. Развёртка 6-ти угольной правильной пирамиды. Высота – 300. диаметр основания – 150.
  2. Развёртка усечённой 6-ти угольной пирамиды. Высота – 200. высота усечённой части – 100. диаметр основания – 160.
  3. Развёртка 5-ти угольной пирамиды. Высота – 120, диаметр основания – 80.
  4. Развёртка конуса. Высота – 150, диаметр основания – 120.
  5. Развёртка усечённого конуса.
  6. Развёртка поверхности шара.

 
III. Макет комплекса архитектурных сооружений (64 ч.).

Практическая работа.

  1. Макет автомобильного завода состоящих из многих геометрических тел.
  2. Макет геометрического тела, которая состоит минимум из 6 геометрических тел или более (самостоятельное раздумывание на тему).
  3. Макеты спортивного комплекса.
  4. Макеты архитектурных сооружений из сложной формы (дворцы, административные здания, здания культуры, здания образования, промышленные объекты и т.д.).

 

IV.  Творческие задачи (34 ч.).

Сделать новые приспособления (улучшить форму) для этих моделей:

  1. Модели автомобилей (спортивные, военные, специальные, грузовые и.т.д.)
  2. Модели самолетов, вертолетов, ракет.
  3. Проекты спортивных комплексов и детских игровых площадок.
  1. Макеты предметов мебели.

 

 
V. Проектирование индивидуального творческого проекта.
Выполнение работ (34 ч.).

Практическая работа.

  1. Модели будущей военной техники.
  2. Модели станков улучшающих работоспособность человека.
  3. Макеты общественных и жилых зданий.
  4. Проекты комплексов парков отдыха и детских игровых площадок.

 

VI. Оформление стенда и плаката (34 ч.).

Правильное выполнение стендов и черчение эскизов на ватмане. Чтение чертежей.

 

VII.   Защита проекта (доклад) (3 ч.).

Чёткое выражение своей идеи при защите проекта за определённое время.

 

VIII.Заключительная занятие (1 ч.).

Подведение итогов учебного года. Выставка и просмотр выполненных учащимися моделей самолётов, вертолётов, автомобилей, тракторов и железнодорожного транспорта.
Hosted by uCoz