НОРМАТИВЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Вся материальная база трудового обучения — мастерские, кабинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудового обучения в старших классах — может (в зависимости от проекта школы) располагаться непосредственно в здании школы (см. рис. 1), либо в отдельном здании.

Рис 1. Вариант расположения учебно-производственных
Помещений в здании школы:


Помещения

(1)  — мастерская по обработке древесины;
(2)  — мастерская по обработке металла;
(3)  — кабинет обслуживающих видов труда по обработке ткани;
(4)  — кабинет по кулинарии;
(5)  — заготовительное отделение по деревообработке;
(6)  — инструментальная (технический труд);
(7)  — заготовительное отделение по металлообработке;
(8)  — инструментальная (обслуживающий труд);
(9) —рекреация;
(10)— комната гигиены и туалеты для мальчиков;
(11)—комната гигиены и туалеты для девочек;
(12)—подсобное помещение для хранения уборочного инвентаря.

Оборудование

1   — доска классная содной рабочей поверхностью (2000* 1200);
2   —  стол учителя (1300 х 600 х 760);
3   —  стул полумягкий;
4   —  шкаф для учебных пособий (884x445x1830);
5   —  тумба инструментальная (800 х 400 х 1300);
6   —  станок токарно-винторезный (1100х470х 1020);
7   —  стеллаж производственный (1470 х 840 х 1700);
8   —  подтоварник производственный (1500x500x280);
9   —  верстак столярный (1250 х 575 х 780);
10 —  верстак слесарный (962х670х 1360);
11 —  машина швейная (500 х 750 х 300);
12 — стол раскройный (3000 х 1100x900);
13 — стол гладильный (1500x400x826);
14 — шкаф для платьяи белья (800x400x1700);
15 — станок настольно-сверлильный (370 х 770 х 820);
16 — станок токарный по дереву настольный (1250x570x475);
17 — станок настольный горизонтально-фрезерный (765 х 575 х 700);
18 — электропечь камерная лабораторная (629x700x480);
19 — станок фуговально-пилькый (840 х 500 х 460);
20 — станок круглопильный школьный (850x500x680);
21 — плита разметочная (400x400);
22 — электроточило наждачное (400 х 340 х 340);
23 — стол письменный однотумбовый (1100x650x850);
24 — подставка под ТСО (передвижная) (630 х 480 х 1000);
25 — кабина примерочная (1600 х 1400 х 1900);
26 — трельяж (1200 х 500 х 1550);
27 — холодильник бытовой (600 х 650 х 1385);
28 — стол сервировочный (650 х 1400 х 850);
29 — стол разделочный (540 х 810 х 760);
30 — плита электрическая (500 х 540 х 760);
31 — шкафчик для хранения уборочного инвентаря (450 х 500 х 2000).

Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный производственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 — 40 % по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого:

Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке:

Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.

Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каж­дая мастерская имела площадь не менее 70 м2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V—IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.

Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной — для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15—20 м2) и склада — для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать.

Мастерские по обработке древесины и металла

1. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.
2. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.
3. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

Специальное оборудование (см. рис. 2—5): А — станок токарный по дереву настольный РМЦ-5О0 или ВЦ-150-200 (1330х400хй) с подставкой; Б — станок сверлильный настольный до 12 мм типа НС-12 (700 х 510 х А) с подставкой; В — точило мокрое песчаниковое с механическим приводом (350 х 500 х А) с подставкой; Г — станок комбинированный настольный (фуговальный и дисковая пила), диаметр диска 200 мм, длина ножей 150 мм (720х430*й) с подставкой; Д — клееварка (размещается в секции вытяжного шкафа); Е — станок токарный по металлу ТВ-7 (1220Х580ХА) или ТВ-16; Ж — горизонтально-фрезерный станок настольный НГФ-10 (765х575хй) с подставкой; И — муфельная печь средняя (500 х 650 х А) с подставкой; К — электроточило настольное (500 х 350 х А) с подставкой.

Рис 2. Комбинированная мастерская с инструментальной по обработке

металла, древесины и другим видам труда для мальчиков IV-VIII классов

а - для школ на 8, 10, 12 и 16 классов;

б - для школ на 8 классов (192 учащихся)

Рис 3. Мастерская по обработке древесины:

для школ на 20, 30, 40, 50 классов

Рис 4. Мастерская по обработке металла

Рис 5. Инструментальная - комната мастера:

1 — стол учителя (1200x600x750);
2 — верстак столярный одноместный;
3 — верстак слесарный одноместный ученический (900 х 600 х (700... 850));
4 — верстак столярный одноместный ученический (1000 x450 х (700... ...850));
5 — подставка д/проекционная;
6 — стул учителя поворотный (480х500х(450...760));
7 — табурет рабочий поворотный регулируемый по высоте (400 х 450 х х(350...600);
8  — шкаф пристенный секционный (4200 х 450 х 2700);
9  — шкаф пристенный секционный (1500x450x2100);
10  — шкаф пристенный секционный (4200x600x2100);
11  — шкаф-пере городка секционная с классной доской (4200 х 600 * х2700);
12  — шкаф пристенный секционный (1500x450x2100);
13  — шкаф пристенный секционный (7350x450x2100);
14  — шкаф пристенный секционный;
15  — шкаф-перегородка секционная с классной доской;
16  — доска классная с комплектом демонстрационных навесных досок и витрин (5250 х Ю50 х 33( 120) х 1050);
17 — доска классная секционная раздвижная (1650х 1050);
18 — экран свертывающийся;
19 — шторы затемнения;
20 — штанга для навески досок и таблиц;
21  — лестнкца-стремянка переносная (500 * 2500).

4. Специальные помещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.
Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
5. Станки фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1 и заточные относятся: к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.
6. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

1. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раз­дельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20— 25 % площади).
2. Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одноместными и двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.
3.  Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

Специальное оборудование (см. рис. 6): А — бытовая универсальная швей­ная машина с электроприводом на подставке «Тула»; Б — швейная машина с ножным приводом «Чайка~2» на подставке; В — ручная машина с электроприводом ПМЗ (МШ-2) на подставке; Г — плита электрическая четырехконфорочная ЭП-7М; Д — мойка с сушилкой для посуды; Е — холодильник «ЗИЛ» (732 х 640 х 1375); Ж —вытяжка; И — гладильная доска с приставкой, откидная; К — манекен детский 44-го размера; Л — примерочная с трельяжем; М — стол кухонный рабочий (1200x600*800).

Рис. 6. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии
для девочек IV—VIII классов:

а — для школ на 16, 20, 30, 40;
б — для школ на 8, 10, 12 классов;
в — для школ на 8 классов (192 учащихся)

1  — стол ученический 2-местный с горизонтальной крышкой (1200х х 500 х (450) х 660, 720, 780);
2  — стол учителя (1200 х 600 х 750);
3  — стол универсальный (для сервировки и раскроя) (900...1800* х 900x720);
4  — подставка для проекционной аппаратуры передвижения (500... 600 * х400х Ю00... 1200);
5  — стул ученический поворотный с изменяемой высотой сидения (370 х х400хЗб0...480);
6  — стул учителя поворотный (480x500x450...760);
7  — шкафы пристенные секционные"(6450 х 450 х 2100);
8  — то же с навесным шкафом (5250 * 450 х 600);
9  — шкаф пристенный секционный навесной (4800x450x600);
10  — шкаф навесной секционный (2400x450^600);
11  — шкаф пристенный секционный (3300x450x2100);
12  — шкаф пристенный секционный (750x450x2100);
13  — доска классная секционная раздвижная (1650 х 1050);
14  — экран свертывающийся;
15  — штанга для навески досок и таблиц.
4. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.
5. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.
Особое внимание уделяется примерным нормам расстояний между оборудованием (рис. 7, 8).

Примерные нормы расстояний, мм
Ширина проходов между торцами станков
или верстаков..........................................................................800;
Ширина проходов между рядами........................................1200;
Ширина проезда в центре мастерской...............................2000;
Расстояние от стены или колонны до тыльной
стороны станка.........................................................................50;
Расстояние до другого станка......................................800—1000

В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения применяется фронтальная и линейная расстановка оборудования (рис. 8).

Рабочее место учителя в мастерской рекомендуется располагать на возвышении — подиуме с примерными размерами 3600 х 2000 * х 200 мм. Как правило, оно оборудуется классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. Во многих случаях учителя технологии модернизируют свои рабочие места там, где это позволяют площади и возможности (см. рис. 9). Подиум выполняется более высоким — с учетом показанных на рисунке выдвижных сидений для учащихся, — а его размеры зависят от габаритов класса. Обычно приемлемый размер 6 х 3 м.

Следует особо отметить, что в настоящее время все больше школьных помещений строится по индивидуальным, а не типовым проектам: увеличивается полезная площадь, создаются большие удобства для работающих.

В соответствии с нормативами, каждая учебная мастерская ос­нащается умывальниками (в большинстве случаев допускается их размещение в прилегающих рекреациях) из расчета количества -20 % от числа учащихся, а также электросушилками для рук. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудова­ния мастерских входят носилки и универсальная аптечка скорой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также размещаются противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Hosted by uCoz